Мусульманкам в Татарстане разрешили разводиться с мужьями-извергами и беглецами

Татьяна ЯНЬКОВА
Мусульманкам в Татарстане разрешили разводиться с мужьями-извергами и беглецами

Закрепили за отцами право выбирать мужей своим дочерям, а за замужними женщинами - право требовать развода, если их супруг не заботится о них целый год, в Духовном управлении мусульман РТ, приняв новые правила заключения и расторжения брака по канонам ислама. Корреспондент «Вечерней Казани» поинтересовалась, в чем суть этих документов.

Короткое сообщение о том, что в Галиевской мечети Казани прошло очередное заседание совета казыев (шариатских судей. - «ВК»), в ходе которого хазраты приступили к разработке положения «О применении казыями норм исламского права при рассмотрении дел о расторжении брака», появилось на сайте ДУМ РТ в начале нынешней недели. Дополнительно сообщалось, что «основной целью данного документа является защита прав женщин и укрепление института семьи». Ввиду отсутствия подробной информации и комментариев новость породила немало предположений и кривотолков в СМИ из серии «не читал, но осуждаю». Главный упрек создателям документа - зачем разрабатывать какие-то правила, если в Коране все и так уже прописано: мусульманин может иметь до четырех жен, если способен их содержать, но достаточно мужу трижды сказать «Талак» - жена ему больше не жена...

- Во-первых, не разрабатываем, а уже приняли, во-вторых, не один, а сразу два документа, - посвятил корреспондента «Вечерней Казани» в суть вопроса один из их разработчиков, проректор исламского университета, советник главного казыя РТ Рустам-хазрат Нургалеев. - Первый является сводом правил для заключения брака, второй регламентирует некоторые аспекты его расторжения. Положение о никахе состоит из 23 статей, положение о талаке - из 37.

- Почти в полтора раза больше!

- Естественно, ведь при разводе проблем всегда больше. Поэтому этот документ более подробный.

По словам Нургалеева, разработкой новых положений занимался совет улемов при ДУМ РТ - сообщество исламских ученых. А необходимость создания этих документов продиктована тем, что в современных условиях верующим бывает очень трудно соблюдать некоторые исламские каноны.

- В богословских книгах сказано: если ханафитские предписания становятся сложными к реализации, то для пользы людей можно использовать предписания другой школы шариатского права - маликитской, - поясняет Рустам-хазрат. - Например, пропал у женщины муж. Причем не просто сбежал, а действительно пропал без вести, и это подтверждают официальные, полученные в суде документы. И она бы хотела расторгнуть с ним брак, чтобы снова выйти замуж, однако согласно ханафитскому мазхабу ей бы пришлось ждать развода вплоть до того момента, когда исчезнувший супруг достиг бы возраста естественной смерти - 60 лет. Поэтому в новом положении мы использовали маликитское правовое решение по этому вопросу и сократили срок ожидания до 4 лет.

Прописано в новом положении и то, что следует делать мусульманке, если ее супруг просто бросил семью. Оказывается, через год эта бедная женщина имеет право обратиться в казыят с заявлением о причинении ей вреда, связанного с отсутствием мужа: ведь целый год он о ней не заботился. Судья беглого главу семьи разыскивает и предлагает ему три варианта дальнейшего развития событий: либо он возвращается к жене и живет с ней как положено, либо он забирает жену туда, куда убежал, и там живет с ней как положено, либо казыят требует от него объяснений своего поведения и предупреждает о разводе.

Потребовать развод мусульманка может и в случае, если муж ее бьет и тому есть доказательства: справка о побоях или свидетели этого зверства. Опять же судья призовет мужа и спросит, почему он колотит бедняжку, и если мужчина не сможет это внятно объяснить, заявление женщины станет основанием для развода.

- К сожалению, очень много обращений от женщин - либо брошенных, либо жертв бытового насилия, - сетует Рустам-хазрат. - Мы всегда пытались решить их проблемы, но несистемно, не имея общего свода правил. Теперь же многовековое исламское правовое наследие документально закреплено.

- В этом и заключается защита прав женщин? Ведь существует расхожее мнение, что мусульманка в браке вообще никаких прав не имеет и ее жизнь полностью регламентирует муж?

- Право развода в исламе действительно принадлежит только мужу. То, о чем мы с вами говорили, - это исключительные случаи, когда жена может просить у казыя развода. Но хотя мужчина в исламе регламентирует очень многое, властвовать над женой чрезмерно деспотично мы ему не позволим!

В новом положении о расторжении брака прописана еще и такая норма, как привлечение третьих лиц для призыва семьи к согласию и миру. В качестве этих самых лиц будут выступать члены недавно созданной при ДУМ РТ комиссии по сохранению семьи.

Что касается нового положения о никахе, то в нем прописали пункт, закрепляющий право отца невесты участвовать в выборе жениха.

- Вообще-то соблюдение этого правила обязательно во всем исламском мире. Но начиная с нулевых годов у нас распространилось ошибочное мнение, что якобы у татар-ханафитов разрешение отца не является обязательным. Поэтому мы это правило и прописали, - поясняет Нургалеев. - Также в положении о никахе мы вменили в обязанность имамам не просто выдавать свидетельство о никахе, а записывать в метрические книги имена брачующихся и свидетелей, чтобы не было «нерегулируемых» браков. Чтобы потом, когда люди приходят и говорят: «Хочу развестись», не оказывалось, что у нас даже записи о браке нет.