МВД в Татарстане хочет взять каршеринг под колпак

Евгений АКСЕНОВ
МВД в Татарстане хочет взять каршеринг под колпак

Установить на федеральном уровне контроль за сервисами аренды автомобилей предложил глава МВД пр РТ Артем Хохорин, поскольку, по его мнению, каршеринг используется в преступных целях и способствует росту ДТП - за руль арендованных автомобилей садятся пьяные, лица без прав и несовершеннолетние. При этом популярность каршеринга в Казани неуклонно растет.

Напомним, что в Татарстане сегодня представлена одна из пяти российских каршеринговых компаний - «Яндекс.Драйв». Сервис заработал в Казани с мая нынешнего года. Желающим предлагается взять в аренду автомобили Mercedes-Benz E-класса, Volkswagen Polo, Volkswagen Transporter, Citroen Jumpy, Hyundai Creta, Skoda Rapid и Renault Kaptur.

Оценив несомненные удобства сервиса (водители каршеринговых автомобилей освобождены даже от платы на муниципальных парковках), казанцы активно им пользуются. При этом арендованные автомобили, впрочем, как и все остальные, периодически попадают в переделки. То пьяный водитель взятой в прокат машины устроит «домино», то в арендованной машине найдут наркотики, а как-то казанцы увидели за рулем каршерингового автомобиля ребенка.



На состоявшемся в среду совместном заседании кабмина и МВД по РТ, посвященном обеспечению правопорядка в регионе, главный полицейский Татарстана Артем Хохорин рассказал, что с мая, когда в Казани был запущен сервис краткосрочного проката автомобилей, с их участием произошло 225 ДТП, в которых один человек погиб и 13 получили ранения. За это время инспекторы ГИБДД зафиксировали около 300 нарушений ПДД со стороны клиентов сервиса. В 50 случаях каршеринговой машиной управлял пьяный водитель, в десяти - пользователь не имел прав.

- Имеется даже случай, когда водитель каршеринга в состоянии опьянения задерживался дважды в день, - подчеркнул министр.

По словам Хохорина, полицейские установили, что из почти 50 тыс. аккаунтов пользователей каршеринга в Татарстане, зарегистрированных с мая, 152 принадлежат лицам, лишенным водительских прав, в трех случаях клиенты сервиса зарегистрировались по подложным документам.

- Необходимо законодательно обязать агрегатора согласовывать выдачу аккаунта с компетентными органами, чтобы исключить их выдачу лицам, лишенным права управления, - резюмировал глава МВД по РТ, предложив также наказывать рублем водителей, которые передают или продают свои аккаунты другим.

Стоит отметить, что предложения поставить каршеринг под контроль ГИБДД звучат и в других регионах, где действуют подобные сервисы. «Вечерняя Казань», направив в «Яндекс.Драйв» запрос, как в компании оценивают инициативу, ответа пока не получила.

Юрист представительства ФАР в РТ Владлен Копвиллем заявил «Вечерней Казани», что в случае реализации инициативы Артема Хохорина это, конечно же, осложнит жизнь как самим каршеринговым компаниям, так и пользователям сервиса.

- Сегодня какая ситуация - человеку нужен автомобиль здесь и сейчас, он скачал программу, взял ближайшую машину, сел и поехал. А если запрашивать согласование в ГИБДД, это приведет к затягиванию процесса на тот срок, который установит законодатель. Напишут «согласовать в течение 7 дней», будут согласовывать неделю, когда машина человеку уже не нужна. Намного проще и логичнее пойти другим путем. Предоставить самим каршеринговым компаниям доступ к базам данных ГИБДД обо всех обладателях водительских прав. Есть права - значит, можешь взять машину, все, проблема решена.

Фото Павла ПЛАТОВА