На фестивале мусульманского кино в Казани полюбили «Смирение»

Айсылу КАДЫРОВА
На фестивале мусульманского кино в Казани полюбили «Смирение»

Победителем XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино стал фильм иранского режиссера Хади Мохагеха «Бессмертный». На церемонии награждения, которая состоялась вчера в Татарском оперном театре, председатель жюри, режиссер Александр Прошкин, назвал эту картину «абсолютным шедевром». И это правда.

ОБРАЗЕЦ ИЗ ИРАНА

«Бессмертный» завоевал на казанском фестивале еще один приз - «Лучшая операторская работа» (оператор Рузбех Райга). А будь на то моя воля, я бы наградила этот фильм и другими ключевыми наградами. «Бессмертного» можно считать образцом современного мусульманского кино, который к тому же сужает расплывчатый девиз казанского фестиваля «Через диалог культур - к культуре диалога» до внятной демонстрации совершенно удивительной «культуры диалога». В фильме Мохагеха диалог ведут больной вздорный старик и его бесконечно терпеливый внук. По вине старика, лихого водителя, погибли его жена и дети. Он страдает от мук совести и мечтает умереть, внук же своим поведением и поступками напоминает знаменитое правило хосписов: если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь.

«У тебя судьба хуже смерти», - прямо говорит старику его дальняя родственница. В этом фильме вообще очень нестандартно формулируют. Говорят мало и редко, но всегда по делу. Та же дальняя родственница между прочим сообщает потенциальному жениху своей дочери - внуку деда: «Моей Наргиз 13 лет, тебе не кажется, что я уже устала от нее?» 

Иранские свадьба, ритуал изгнания демонов, похороны - одни из самых ярких сцен этого удивительного фильма, в котором вместе с потрясающими актерами замечательно играют животные - беспородная собачка и лошадь...


КОЛЛЕКЦИЯ ПРИЗОВ – ФИЛЬМУ ПРО АУТИСТА                              
                       
Больше всего наград собрал на XII КМФМК игровой фильм «Смирение» женщины-режиссера из Малайзии Тунку Моны Риза. Картина о жизни современной семьи, в которой родился мальчик-аутист, получила приз за гуманизм в киноискусстве (от президента Татарстана), «Белого слона» (от Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон») и приз за лучшую мужскую роль. Последнюю награду вручили трем актерам - Наму Рону (за роль Разлана - отца мальчика-аутиста), Харифу Хазику (аутист Даниэл в детстве) и Иззи Риифу (Даниэл в юности).

Этот фильм основан на реальных событиях и очень жестко доказывает, что воспитывать ребенка-аутиста - тяжелейшее испытание. Он не такой, как все: не может наладить с собеседником зрительный контакт, разговаривает сам с собой, бесконечно повторяет одни и те же слова... Ситуация в семье ухудшается в миллиарды раз, когда жизнь одного из родителей трагически обрывается.

Отдушиной для героев «Смирения» становятся адски трудные уроки плавания. Как будто специально для фестиваля мусульманского кино в финале картины режиссер воспевает не целебную силу воды, а веру в Аллаха. «Когда мы смиряемся с волей Аллаха, - говорит за кадром отец аутиста, - наше терпение будет вознаграждено многократно»...


«ШЕСТЬ РЕЖИССЕРОВ – ЭТО СВОРА»

Белой вороной в конкурсной программе XII КМФМК выглядел документально-игровой фильм-притча Сергея Потапова «Божество Дьесегой» (Якутия). Черно-белый, с титрами-завещанием: «Посвящается моему народу Саха»...

Сказочную историю - путешествие на якутскую землю якутского бога Дьесегоя - Потапов поместил в реальную среду: снимал свой фильм в течение одного дня на фольклорном празднике встречи лета Ысыах. Дьесегоя трудно принять за бога - он выглядит как обыкновенный деревенский паренек. В потаповской картине он успевает влюбиться на празднике Ысыах в красотку, погибнуть в драке с местными хулиганами, а потом вдруг чудесным образом воскреснуть и присоединиться к коллективному ритуалу реальных якутов «Встреча белого солнца».

Жюри XII КМФМК отметило картину Потапова призом «Лучшая режиссура полнометражного игрового фильма». Награду вышел вручать режиссер Юсуп Разыков, который сначала сообщил зрителям: «В нашем жюри из семи человек шестеро - режиссеры. Это настоящая свора: каждый пытался угадать, чего не умеют режиссеры, участвующие в конкурсе...» 

Сергей Потапов, по словам Юсупа Разыкова, поразил жюри своей режиссерской волей, которая помогла ему выдержать единый стиль в этой неоднозначной, на грани жанров картине...


СЛАВА ЖЕНЩИНЕ-ПАСТУХУ!

Приз за лучшую женскую роль жюри присудило китайской актрисе Бадеме, сыгравшей монгольскую женщину-пастуха по имени Норжмаа в драме режиссера Баянерула «Норжмаа». Сюжет этой картины отдаленно напоминает знаменитую «Кукушку» Александра Рогожкина: война, у жилища главной героини оказываются два раненых бойца из враждующих стран.

В фильме «Норжмаа» действие происходит в 1939 году в Хулун-Буйрской долине: бои на Халхин-Голе приводят к юрте женщины-пастуха русского и японского солдат. Русский потерял в бою руку, японец - ногу. Оба люто друг друга ненавидят и не убивают только благодаря мудрой и бесстрашной женщине-пастуху. Эту роль актриса Бадема играет виртуозно. Она очень убедительна (особенно в сравнении с китайским актером, исполняющим роль советского солдата: зал покатывался со смеху, слыша его идиотские реплики (типа «Меня ждет товарищ Сталин!») на ломаном русском языке).

Приз казанского кинофестиваля Бадеме вручил Алексей Петренко. Но прежде знаменитый актер прочел зрителям стихотворение Пушкина «Пророк» и поздравил всех с наступающим праздником Курбан-байрам. Бадема, обладательница очень высокого и звонкого голоса, тоже выступила с концертным номером: исполнила народную китайскую песню.


ТАЙНЫ НОННЫ ГРИШАЕВОЙ

Спела на церемонии награждения и приглашенная ведущая - актриса Нонна Гришаева (песню «Представь себе весь этот мир...» из фильма «Чародеи»). Она была немногословна, но откровенна: сообщила зрителям, что платье для этой церемонии ей предоставила казанский дизайнер Зарина Бабаджанова. А еще Гришаева рассказала, что ее прапрадед Гордий Саблуков был профессором Казанской духовной академии, знатоком ислама и автором первого печатного перевода Корана на русский язык.

С соведущим, певцом Рузилем Гатиным, в диалог Нонна Гришаева не вступала - объявляла, что было положено по сценарию, и изредка импровизировала. В какой-то момент, услышав жидкие аплодисменты, расшевелила зал, заявив: «Аплодисменты улучшают ваше кровообращение. Не скупитесь!»
 
Гильдия киноведов не поскупилась. Помимо «Белого слона» малайзийскому игровому фильму «Смирение» Гильдия киноведов и кинокритиков России вручила еще и два диплома - документальной картине Альгиса Арлаускауса «Заговор сумасшедших» (Россия, Испания) и фильму «Жасмин» Альмоханнада Кальфума (Сирия).

Недоумение вызвал «Жасмин», причем еще до церемонии награждения: кажется странным, что фильм попал в конкурс в номинации «Документальный фильм». Это постановочная картина в «живых» декорациях: все 26 минут экранного времени по руинам и пепелищу бродят сирийские дети (камера показывает их со спины), звучит трагическая музыка, а закадровый голос взрослого мужчины (непонятно, кто это - Аллах? автор картины?) ведет с ними тщательно отрепетированные диалоги про любовь к родителям и ненависть к войне...


       
«САМЫЙ ГЛАВНЫЙ - ПЕРВЫЙ ПРИЗ»

На церемонии награждения лауреатов XII КМФМК интересно было слушать режиссера Юрия Быкова, который поздравлял с победой в номинации «Россия молодая» Кирилла Плетнева - режиссера фильма «Мама» и Андрея Носкова - режиссера картины «Личное дело». «У призов есть странное свойство: их никто не помнит, - сказал Быков. - Вот кто мне сейчас назовет призы фильма «Двадцать лет без войны»?.. Самый главный приз для создателей фильмов - первый...» 

Можно сказать, что Юрия Быкова поддержал киновед Сергей Лаврентьев. Он получал приз за лучший сценарий за Вука Ршумовича из Сербии - автора замечательного фильма, основанного на реальных событиях, «Ничье дитя» - о мальчике - современном Маугли. «У Вука уже около 20 профессиональных наград. Но приза за лучший сценарий еще не было, он будет очень рад!» 

Не скрывали на церемонии своей радости обладатели призов за лучшие документальные картины - Руслан Валеев из Казани (режиссер фильма «З/К»), Мехди Ганжи из Ирана («Я хочу быть королем») и Алижан Насиров из Кыргызстана («Ата Байит»). 


А среди тех, кто вручал призы, самой благодушной и веселой показалась Людмила Чурсина. Знаменитая актриса звонко поздоровалась с публикой по-татарски: «Хаерле кич!» («Добрый вечер!»). Потом передала привет «от праздничной Москвы красавице Казани» и продемонстрировала «поклон до земли»...

Почти не общались со зрительным залом супруги Владимир Вдовиченков и Елена Лядова (вручали приз за лучшую мужскую роль). Другой почетный гость церемонии - режиссер Алексей Учитель - и вовсе не выходил на сцену...

С полным списком призеров XII КМФМК можно познакомиться на официальном сайте фестиваля. Кстати, в этом году жюри решило не присуждать награду в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм».

Фото Шамиля АБДЮШЕВА