На концерте еврейской музыки в Казани рокеры потеснили клезмеров

Ольга ЮХНОВСКАЯ
На концерте еврейской музыки в Казани рокеры потеснили клезмеров

Лишь один хит эпохи «Машины времени» исполнил на гала-концерте VI Международного фестиваля еврейской музыки Андрей Макаревич, представлявший свой проект «Идиш джаз». В восторге от этого остались далеко не все. 

Стереотип, сложившийся за предыдущие пять лет существования казанского фестиваля, в этом году оказался полностью разрушен. Публике представили совершенно новых исполнителей, за исключением всеми любимого ансамбля «Симха», но и он вышел на сцену всего раз, и не в гала-концерте, а на открытии форума на улице Петербургской.

Наиболее яркими стали выступления виртуозного скрипача из Праги, уроженца Новосибирска Александра Шонерта, киевского пианиста Майка Кафмана, который подивил публику исполнением «музыкальных портретов», и рок-блюз-группы SOBO из Тель-Авива. Рокеры, что называется, зажгли, даже спрыгнули со сцены в зал, чтобы передать свой драйв зрителям. Но граждане не дрогнули - в пляс никто не пустился.

Как выяснилось, от верстки нынешней культурной программы глава еврейской общины РТ Михаил Скоблионок отстранил своего многолетнего товарища, известного музыканта Эдуарда Туманского, и пригласил на роль культуртрегера фестиваля молодого и энергичного лидера ульяновской общины Игоря Дабакарова.

Причины кадровой ротации корреспонденту «Вечерней Казани» г-н Скоблионок объяснил так:

- Пусть Туманский не обижается, тем более мы знакомы с ним еще с тех времен, когда он пел в ресторане «Акчарлак», надеюсь, он поймет… Общественность просила поменять старый формат. В самом деле, мы старые уже, пора дать дорогу молодым, во всяком случае, попробовать надо. К тому же у Туманского были свои пристрастия, приглашал в Казань часто одни и те же коллективы. Мы полностью заменили оргкомитет. Дабакаров полон энтузиазма, глаза горят. Идея пригласить Макаревича, кстати, ему принадлежит, сам-то я не фанат «Машины времени».

Зато известно, что большим поклонником творчества Макаревича является мэр Казани Ильсур Метшин. И он таки присутствовал на выступлении кумира своей молодости. Компанию ему на VIP-балконе составили брат - мэр Нижнекамска Айдар Метшин и помощник президента РТ Наталия Фишман. Из зала не было видно, аплодируют ли гости, которые исчезли так же скоро и незаметно, как и появились: их интерес вызвал исключительно Макаревич.

Кроме братьев Метшиных из-за Макаревича пришли на гала-концерт еврейского фестиваля и другие фанаты «Машины времени». Организаторы анонсировали, что помимо программы «Идиш джаз», которую опальный с некоторых пор в России автор прокатывает с 2014 года (и не без успеха) в США, Канаде и Израиле, главный "машинист" исполнит и свои нетленки. Но нет, облом. Из хитов, и к тому же на русском языке, прозвучала только одна композиция - «Ангел мой». Слова, которые, как известно, из песни не выкинешь, и звучали трагично: «Было дело, Ангел мой, Ты спасал меня. Было нам тепло с тобой даже без огня. Сколько лет и сколько зим прошло, Ангел мой, ответь. Вот и есть огонь, а некого согреть».

Вообще Андрей Вадимович был на концерте крайне немногословен, играл же с большим настроением. Он появился на сцене в образе респектабельного гангстера - в черном фраке и шляпе, на правой руке выразительно поблескивали массивные золотые печатка и часы, только единственный штрих выдавал современника - яркие полосатые носки. Образ вполне соответствовал духу «Идиш джаза» - проект реанимирует подзабытые музыку и песни начала ХХ века, которые, как подчеркнул Макаревич, «были рождены на американской земле евреями-эмигрантами, бежавшими от Советов».

Сколь велика роль лично Андрея Макаревича в развитии еврейской музыки, судить не станем. Но высочайшей оценки, безусловно, заслуживает его организаторский дар: в проекте «Идиш джаз» он собрал музыкантов экстра-класса. Одна вокалистка Диана Поленова чего стоит! Кстати, Диана очень похожа внешне на юную Жанну Агузарову.

В коллектив попали и два выходца из Казани: это барабанщик Давид Ткебучава и джазовый пианист, композитор, аранжировщик Евгений Борец. Борец играет настолько мощно и чувственно, что, пожалуй, один затмил бы сотню клезмеров, об отсутствии которых вчера многие так сожалели.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА