...На предмет выяснения, не является ли он летательным мутантом

Марина ЮДКЕВИЧ
...На предмет выяснения, не является ли он летательным мутантом

Поразить профессиональное сообщество авиастроителей новаторской научной идеей удалось непрофессионалу в этой сфере. На минувшей неделе ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов (членкор АН РТ по специальности "Физика наносистем") на конференции в рамках VII международной специализированной выставки "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование" предложил радикальный путь усовершенствования концепции образования.

Впечатлением, произведенным идеей начальства на профессионалов, с "ВК" поделился доктор технических наук, завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА), профессор КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов:

- Альберт Гильмутдинов заявил, что в вузе планируется реорганизация направления авиастроения: будут образованы кафедры "Самолетостроение" и "Вертолетостроение". Вопрос, по словам ректора, обсуждался с  руководителями Казанского вертолетного завода Вадимом Лигаем и ОАО "Туполев" Николаем Савицких. В самом вузе предлагаемые изменения ни с кем из ученых не обсуждались...

- В чем же новация?

- Объясню на близком мне примере. По направлению "Авиастроение" у нас работают четыре профилирующие кафедры - аэродинамики; конструкции и проектирования летательных аппаратов; прочности конструкций; производства летательных аппаратов. Именно эти четыре специальности определяют создание самолетов, ракет, вертолетов, поэтому не только в КАИ - во всех приличных вузах авиакосмической направленности эти кафедры были ведущими. У нас так повелось в советское время, когда авиакосмическая отрасль действительно, а не на словах была стратегической, и власть поэтому была озабочена серьезной подготовкой специалистов для нее.

И вот предлагается взять и все это многокомпонентное авиационное направление ужать до одной кафедры - кафедры самолетостроения... Либо это глупость, либо, как раньше говорили, вредительство. Возникает вопрос: какой в этом смысл? На авиастроительном предприятии нет специализации "самолетостроитель" - есть служба главного конструктора, главного технолога, есть специалисты, отвечающие за прочность конструкции, есть - за аэродинамику... Поэтому и надо, чтобы студенты специализировались на этом.    

Ну не бывает же так, что один врач и аппендикс вырезает, и делает операцию на сердце! Вот я занимаюсь конструкцией летательных аппаратов, а в тонкостях технологии производства я не специалист, хотя основные принципы понимаю... По каждому из этих четырех направлений существуют свои научные школы, но нет научных школ "самолетостроения" и "вертолетостроения"!

- Тем не менее план этой реорганизации уже обсуждался с гендиректором КВЗ и гендиректором "Туполева"...

- Так их же, как рассказал Альберт Гильмутдинов, и планируется привлечь на должности заведующих новыми кафедрами. Вадима Лигая - на кафедру вертолетостроения, Николая Савицких - на кафедру самолетостроения.

- Вот в этом, вероятно, и есть главный смысл. Заполучить гендиректоров ведущих федеральных компаний в качестве руководителей своих структурных единиц - можно сказать, генералов на роль лейтенантов в своем полку, - значит, получить и радужные финансовые перспективы, и близкие связи в верхних эшелонах власти... 

- Если речь идет о привлечении генералов, то можно просто назначить Савицких завкафедрой КиПЛА, а Лигая - завкафедрой прочности конструкций: эти кафедры и являются выпускающими по самолетостроению и вертолетостроению. Я даже ничуть не против освободить место завкафедрой КиПЛА - считайте, что уже передал кафедру под управление Савицких! Тем более что и в советское время были подобные примеры: министр высшего и среднего специального образования РСФСР Иван Образцов заведовал кафедрой прочности конструкций МАИ. И в этом даже было два положительных момента: во-первых, Образцов был действительно известным ученым в этой области, а во-вторых, он очень редко появлялся на кафедре...   

Но "под генералов" объединять разные специальности в одну... Как раз про такое принято говорить: это больше чем преступление - это ошибка. И она будет иметь негативные последствия вообще для направления "Авиастроение" в КНИТУ-КАИ. Не понимать это может только далекий от вопросов высшего авиационного инженерного образования человек. Инициатива ради очередного пиара - плохая вещь. Через несколько лет станет понятно, что новая конструкция образовательного процесса нежизнеспособна, потребуется новая реформа...

- И все снова станет как было?

- Нет, не станет: время будет упущено безвозвратно. Ведь уже сейчас преподавателей, которые могут готовить специалистов, как теперь принято говорить, соответствующих современным вызовам, осталось не так много. В моей специальности, чтобы их пересчитать, хватит пальцев одной руки, и то с избытком... Остальные - слабая молодежь. Отчего так? Думаю, дело в том, что уже длительное время в вузах не ставят во главу угла именно фундаментальную подготовку. И выходят из стен университетов не исследователи, а... пользователи.

...Владимир Гайнутдинов говорит, что его отрицательное отношение к предполагаемому новшеству разделяют многие коллеги. Но, с другой стороны, ведь эти профессионалы - они такие, их хлебом не корми, только дай раскритиковать чужую самобытную идею! Еще Стругацкие описывали, какой изощренной психологической травле подвергался самородок профессор Выбегалло: его, выведшего имеющие большое народно-хозяйственное значение продукты, как то самовыдергивающе-самоукладывающаяся в грузовики морковь и самонадевающийся на рыболовный крючок дождевой червь, ученые коллеги-грубияны требовали отдать специалистам "на предмет выяснения, не является ли он летательным мутантом"...