На юбилее Казанского ТЮЗа вспомнили роды бутафорской лошади и то, как играли на руинах

Ольга ЮХНОВСКАЯ
На юбилее Казанского ТЮЗа вспомнили роды бутафорской лошади и то, как играли на руинах

По-домашнему скромно отметил Казанский театр юного зрителя 30 ноября свое 85-летие. Кроме грамот и благодарственных писем ТЮЗ получил два чайника из рук главрежа Качаловского театра, картину с видом на Кремль и здание горадминистрации от мэрии Казани, а министр культуры от имени президента Татарстана подарил микроавтобус.

Сказать, что Казанский ТЮЗ обласкан вниманием властей, - значит погрешить против истины. Не пролился золотой дождь и в юбилей. В бывшем купеческом особняке XIX века, в котором расположен театр, все еще не завершен ремонт, что создает неудобства. Зато ТЮЗ может гордиться преданными зрителями всех возрастов. Как сказала одна из участниц праздника, «…наш театр живой, не скучный и не пафосный».

Юбилейный спич министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина был лаконичным, но трогательным. Он вспомнил, что в детстве воспринимал поход в ТЮЗ как яркое, важное событие. Водил министр сюда и своих сыновей. «Хороших вам дорог!» - пожелал тюзовцам г-н Сибагатуллин.

Официальный ритуал вручения грамот и званий мог показаться скучным, если бы не актер Павел Густов: новоиспеченный заслуженный артист Татарстана опустился на одно колено и поцеловал родную сцену. Шквал аплодисментов сорвал пятилетний Арслан, сын артистки Камаловского Гузель Минаковой, которого представили как «детского министра культуры».

Мурашки побежали, когда ребенок читал стихотворение Евгения Евтушенко «Пришли иные времена»:

…Любая юность - воровство.
И в этом - жизни волшебство:
ничто в ней не уходит,
а просто переходит.

Ты не завидуй. Будь мудрей.
Воров счастливых пожалей.
Ведь как ни озоруют,
их тоже обворуют.

Торжественная церемония на сцене заняла около двух часов. Неофициальная же часть праздника проходила в Доме актера и продлилась далеко за полночь: последние гости покинули СТД в час ночи. Среди гостей выделялась большой друг театра и член его попечительского совета помощник президента Татарстана Олеся Балтусова. Она пришла на юбилей ТЮЗа в сопровождении представителей Александринского театра Санкт-Петербурга. 

Актерская вечеринка не слишком отличалась от любого другого банкета. Капустника как такового не случилось, однако атмосфера располагала, и народ, пребывавший в отменном настроении, пустился в энергичный пляс под музыку кавер-группы «Афстралия». Старших товарищей тонизировала молодежь, ведь труппа в новом сезоне пополнилась семью выпускниками Казанского театрального училища. Но заводилами в танцах все же стали матерые мастера Роман Ерыгин, Алексей Зильбер и Елена Калаганова.

В коротких перерывах между тостами и танцами корреспонденту «Вечерней Казани» удалось поговорить с некоторыми виновниками торжества.

- Служу в ТЮЗе всю жизнь. Как вышел на сцену театра еще студентом училища, в 1971 году, так и врос в нее, - поделился воспоминаниями заслуженный артист РФ, народный артист РТ Александр Купцов, известный собиратель театральных баек. - История каждого театра полна забавных ситуаций. Но только в Казанском ТЮЗе, думаю, бутафорская лошадь… родила! Это было при главреже Борисе Цейтлине, который обожал вводить в сцены не только детей, но и животных: коз, петухов, котов. В спектакле «Погром» он мечтал вывести живого коня, но его отговорили после известного конфуза с козой, которая прямо во время спектакля оставила после себя на сцене  кучу… Тогда Цейтлин распорядился сделать в натуральную величину лошадь, она была полая внутри. И однажды, когда эту лошадку потащили на сцену, из ее брюха послышались громкие звуки. Все оторопели, а из лошадиного нутра вышла кошка с котятами!

Один из ведущих артистов труппы, исполнитель главной роли в недавней премьере ТЮЗа «Господин Ибрагим» Алексей Зильбер, рассказал:

- С родным театром я с 1997 года. Но история моих отношений с ним началась гораздо раньше, когда в 16 лет я приходил сюда вместе со своей первой любовью - такие у нас были театральные свидания… Человек я не суеверный, не религиозный и мистику вокруг себя не ищу. Однако предпочитаю прийти в театр задолго до начала спектакля, надеть костюм, проверить сцену: к примеру, все ли стулья стоят правильно… Просто я педант, наверное. Но случаются в нашем театре и необъяснимые ситуации. Однажды в костюмерной пропала моя рубашка, которую надеваю под сюртук в спектакле «Игроки». С ног сбились - нет нигде! Прошло несколько месяцев, с меня сняли мерки и начали шить новую, вдруг бегут костюмеры с круглыми глазами: «Леша, рубашка каким-то невероятным образом «вернулась» на вешалку!

- Мой роман с ТЮЗом начался еще с пеленок, ведь мои родители - актеры Нина Калаганова и Александр Калаганов - кровно связаны с этой сценой, - рассказала заслуженная артистка РТ Елена Калаганова. - После окончания театрального училища я из юношеского максимализма на год уехала в Киров, в 1993 году вернулась, влилась в родную «стаю». Я застала «Бурю» и Цейтлина! Разные времена переживал наш театр, да и сейчас они не самые простые. Но мы всегда верили, что вместе сумеем все. Выходили разбирать завалы после пожара, отмывали стены, играли на руинах - отнюдь не в переносном смысле. Это были настоящие «бродилки», но такого жанра тогда еще не придумали…

Фото автора.