Над Казанью пронеслась «Золотая Орда»

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Над Казанью пронеслась «Золотая Орда»

Эпическую и полную метафор «Золотую Орду» представили вчера публике на ХХХ фестивале классического балета имени Рудольфа Нуриева. С момента рождения этого грандиозного балета в 2013 году его показали на казанской сцене чуть более десяти раз, поэтому зрителя не покидает ощущение, что он присутствует на премьере.

Нуриевский фестиваль, равно как и Шаляпинский, – особое пространство, где людям хочется впитать атмосферу праздника сполна. Публика начинает стекаться на театральную площадь примерно за час до начала спектакля. Некоторые еще надеются приобрести лишний билетик, и им везет: три заветных квитка буквально вырывают из рук. Пришедшие радостно отмечают, что клумбы перед входом в театр расцвели: «Надо же, вчера еще голая земля была», «Хорошо бы скамейки поставили, как в прежние времена…» Снисходительный смешок у балетоманов вызывает фраза проходящих мимо гражданок: «Золотая Орда»? Опера, наверное…» 

Внутри театр благоухает, и кажется, что со всех сторон слышен хрустальный звон. Это звенят не люстры, а бокалы с шампанским.

Что касается пищи духовной, то театралов традиционно привлекает историческая и одновременно просветительская экспозиция в главном холле, а также выставка костюмов в «Розовой гостиной». Здесь не протолкнуться. Чего не скажешь о фойе на входе: почти никто не задерживается у прилавков с дисками и куклами ручной работы, в том числе милыми балеринками. Продавщица явно скучает, майским вечером она мерзнет в… норковой шубе.

Наряды зрительниц соответствуют моменту и мере вкуса: тут и цветочные платья в пол, и экстра-мини с туниками, и куртки с меховой оторочкой. Заметно, что публика на балетном фестивале отличается от «оперной» тусовки. Более изысканная, что ли... Во всяком случае, не замечено ни пафосных дам в бриллиантах, ни фриков в шапках а-ля Мономах с фальшивыми яхонтами.

Улыбаясь, прогуливается в элегантном синем костюме профсоюзный лидер Татарстана Татьяна Водопьянова, а вот и автор музыки к спектаклю «Золотая Орда» - композитор Резеда Ахиярова. Она в макси-платье бежевого цвета с вышивкой из стекляруса. Рядом с букетом белых роз заметно взволнованный автор либретто - поэт Ренат Харис.
- Душа трепещет, как только завижу афишу «Золотой Орды», - признался он корреспонденту «Вечерней Казани». - Я был на всех одиннадцати или двенадцати спектаклях, а волнуюсь, как в первый раз. У спектакля есть фанаты, которые посещают каждый показ. Сам смотрю постановку с огромной внутренней ответственностью, под конец совсем выдыхаюсь, ведь идет большая душевная работа.  

Фестивальную «Золотую Орду» исполняли исключительно казанские танцовщики. Это было вдохновенно и очень зрелищно. Семеро главных героев балета – семь ярчайших образов. Пара возлюбленных – Джанике (Кристина Андреева) и Нурадин (Олег Ивенко) покорили зал подлинно сыгранным чувством. Ивенко просто парил в воздухе, заставляя публику задерживать дыхание.

Нурлан Канетов в партии коварного красавца Визиря показал как безупречную технику, так и редкий драматический дар. Впечатляющий образ создал Михаил Тимаев в партии Духа хана Батыя. Его рисунок на хореографическом полотне спектакля - словно ценнейшая вышивка на древнем холсте или шелке. Бурными аплодисментами наградила публика и Глеба Кораблева (партия Тимура), и вообще весь состав танцовщиков.

Особенность «Золотой Орды» в том, что в ткань балетного спектакля органично вплетен хор. Он тоже был безупречен, особенно  впечатлил заключительный аккорд. Преклонив колени в молитве-мольбе, хористы как бы заклинали: «Время течет через земли и страны. Время связано с нашими сердцами. Поражения и победы смывает времени поток. Навечно в памяти остается сильнее времени любовь…»

«Катарсис!» - восхищались зрители после того, как опустился занавес.
Надо отметить, что возможность испытать катарсис от просмотра «Золотой Орды» за четыре года была дарована не только жителям Татарстана. Постановку театра им. Джалиля дважды показывал французский телеканал Mezzo, который вещает на 40 стран и имеет аудиторию в 150 миллионов. 

Сегодня на сцене театра им. Джалиля – фестивальная «Жизель». Та самая, которую в июне покажут в Париже.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА