Надомницы против Муслимы Латыповой: «Кому не нравятся наши торты, пусть в «Бахетле» покупают»

Мария РУДАКОВА
Надомницы против Муслимы Латыповой: «Кому не нравятся наши торты, пусть в «Бахетле» покупают»

Серьезных конкуренток увидела в надомницах, которые пекут тортики на заказ, владелица «Бахетле» Муслима Латыпова, стремительно теряющая позиции в рейтинге самых богатых женщин России. Похоже, в происходящем бизнесвумен в немалой степени винит домохозяек, отнимающих у нее клиентуру. Как выяснила «Вечерняя Казань», надомницы не принимают близко к сердцу претензии Латыповой - что делать, если клиент голосует за их продукцию рублем?

На подпольных производительниц пирогов и тортов Муслима Латыпова успела пожаловаться сразу двум президентам - Владимиру Путину (воспользовавшись приглашением на встречу с ним в канун 8 Марта) и Рустаму Минниханову на прошедшей в понедельник встрече с предпринимателями.

Как выяснилось, Муслима Латыпова видит в кондитерах-надомниках ни больше ни меньше угрозу здоровью нации, поскольку свои тортики «подпольные» кондитеры пекут неизвестно из чего и (о ужас!) не соблюдают регламенты Таможенного союза. Кроме того, по мнению хозяйки «Бахетле», надомницы - угроза экономике страны в целом и ее бизнесу в частности.

- Сначала они один-два пирога приготовили, потом входят в кураж, переманивают с «Бахетле» специалистов, потому что налоги не надо платить, нет отчислений в социальные фонды. И у нас, добросовестных производителей, этот бизнес забирает объемы, - посетовала Латыпова в беседе с Рустамом Миннихановым. Впрочем, тут же сделала попытку наладить контакт с «подпольными» пекарями: - Если она готова выйти на рынок и продавать свои поделки, то пусть приходит в «Бахетле» поработать. Зарплату хорошую получит.

Как выяснилось, «забирающих объемы» у «Бахетле» надомниц в Казани не много, а очень много. В одном только Instagram по хештегу #тортыказаньназаказ - более 2700 предложений, а по хештегу #тортыказань - более 52 тысяч. Однако вряд ли авторы объявлений воспользуются предложением Латыповой, поскольку львиная доля из них - это мамочки, сидящие в декрете и желающие хоть как-то подработать. Благо миксер и духовка есть у каждой хозяйки на кухне, а обучиться кулинарному креативу можно с помощью видеоблогов на «Ютубе».

То, что они вроде как нелегалки, декретницы прекрасано понимают, поэтому в разговоре с корреспондентом «ВК» отказались называть свои фамилии. С другой стороны, не их вина в том, что государство платит смехотворное пособие по уходу за ребенком, а объемы производства у надомниц не настолько велики, чтобы по всем правилам регистрировать ИП и платить государству налоги с продажи самодельных тортиков.

- Готовить торты на заказ меня сагитировали подружки - они всегда хвалили мою выпечку, когда приходили в гости. Прошлым летом, когда я только начала этим заниматься, заказов практически не было. Первый торт у меня купила знакомая подруги на день рождения мужа. Потом я стала выкладывать фотографии своих тортов в Instagram, и спустя полгода уже появились постоянные покупатели, - рассказала одна из надомниц, Алена.

По ее словам, завоевать доверие клиентов начинающему кондитеру не так просто.

- Те, кто пользуется услугами магазинов и кондитерских, никогда не будут заказывать торт у частника, особенно незнакомого. Тут сказываются и определенная брезгливость, и недоверие, - считает Алена. - Поэтому я на своей странице выкладываю видео, где готовлю в перчатках и шапочке, чтобы подписчики видели условия - что это не в каком-то подвале происходит, а на чистой кухне.

Проверить официально качество хендмейд-изделия невозможно.

- Роспотребнадзор проверяет только деятельность зарегистрированных предпринимателей. Если торты печет ИП, мы можем его проверить, а если физическое лицо, то нет, - пояснила заместитель начальника отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по РТ Ольга Фомичева.

По данным управления, за прошлый год к ним поступили три жалобы на кондитеров-надомников (в одной из них сообщается, что покупатель обнаружил в торте кусок металлической проволоки). Однако если учитывать количество предложений, это, прямо скажем, немного.

Сами кондитеры уверяют, что обеспечивать качество своей продукции их вынуждают не проверки, а сама жизнь, ведь если клиент, не дай бог, отравится или торт покажется ему невкусным, он тут же ославит тебя в соцсетях.

- О составе торта всегда договариваются заранее, а о сроках годности и говорить нечего, ведь каждый торт делается индивидуально ко дню заказа, из свежих продуктов, - уверяет надомный кондитер Гюзель. - Думаю, что в этой индивидуальности - секрет нашего успеха. Мы ведь в каждый торт душу вкладываем, и на эту душевность идет клиент. Сама я на один торт трачу около суток. На ночь выпекаю коржи, делаю крем, на следующий день поэтапно собираю, немало времени уходит на декор. Поначалу незнание некоторых нюансов приводило к порче продуктов, приходилось все переделывать заново. Но мастерство приходит с опытом.

- Мы же никого силой не заставляем покупать нашу продукцию. Если людям нравится, они приходят еще раз. Ну а кому не нравится, пусть в «Бахетле» торты покупают, - парирует обвинения Муслимы Латыповой кулинар-декретница Алена.