«Накануне аварии вы выспались?»: в Казани водителя «Яндекс.Такси» судят за гибель молодой пассажирки

Регина КИРИЛЛОВА
«Накануне аварии вы выспались?»: в Казани водителя «Яндекс.Такси» судят за гибель молодой пассажирки

Рассмотрение дела о смертельном ДТП, унесшем жизнь 26-летней пассажирки такси, началось вчера в Ново-Савиновском райсуде. На скамье подсудимых - 31-летний таксист Айрат Шайхуллин, который не справился с управлением и въехал в фонарный столб. Хотя водитель признал вину, его адвокат настаивает - на самом деле причиной трагедии стал неисправный ремень безопасности в машине, которую таксист взял в аренду.

Авария, в которой погибла Альбина Ахметова, произошла 8 февраля в полдесятого вечера. Девушка после работы заказала на двоих с коллегой машину через приложение «Яндекс.Такси». Приехавший на «Рено Логан» Айрат Шайхуллин забрал двух пассажирок на улице Гагарина. Коллега Ахметовой (она сидела на переднем пассажирском сиденье), вышла на проспекте Амирхана возле ТЦ «Гулливер». Альбина, которая находилась на заднем сиденье слева, поехала дальше.

Однако далеко «Рено» не уехал: возле дома № 103 по проспекту Ямашева водитель потерял управление, автомобиль вынесло на тротуар и он на полном ходу врезался в фонарный столб. Сила удара была такой, что передняя часть машины оказалась смята в гармошку…

- Я до сих пор не понимаю, что тогда случилось, почему я потерял управление, - говорил вчера на заседании Шайхуллин. - Видимость на дороге была хорошая, асфальт с виду чистый, вероятно, я не заметил гололеда.

В свою очередь зампрокурора Ново-Савиновского района Анастасия Селиваненко, зачитывая обвинительное заключение, отметила - водитель такси нарушил Правила дорожного движения. Он двигался со скоростью около 75 км/ч при разрешенной не более 60 км/ч и не оценил дорожную ситуацию в виде обледеневшей дороги. Гособвинитель озвучила длинный список травм, полученный погибшей пассажиркой, добавив, что та была пристегнута ремнем безопасности. Однако эксперты в ходе следствия выяснили - ремень был неисправен, что и стало причиной трагического исхода ДТП.

- Перед выездом водитель должен был проверить исправность ремней, при обнаружении их неработоспособности эксплуатация автомобиля не допускается, - подчеркнула зампрокурора в своем выступлении. Также она добавила, что с 2013 года водитель Шайхуллин успел накопить «множество административных нарушений», особенно выделив 2018 год, в течение которого подсудимому было назначено три штрафа.

Сам Айрат Шайхуллин, рассказывая в суде о событиях рокового вечера, то и дело плакал. Со слов подсудимого, заступив в вечернюю смену, он успешно выполнил два заказа до того, как попал в ДТП. Момент аварии мужчина запомнил хорошо, но сразу после мощного удара потерял сознание.

- Пришел в себя, отстегнулся, первым делом попытался проверить состояние пассажирки, - сбиваясь, рассказывал таксист судье Рустему Муллагулову. - Она сидела позади, и мне тогда показалось, что она двигается. Я надеялся, что она жива. Тут к машине уже подбежали люди, водители других автомобилей, остановившиеся помочь. Они отстегнули девушку, положили ее там же, на заднем сиденье. Приехала скорая помощь, медики констатировали, что пассажирка погибла. Меня увезли в больницу…

Брат Альбины Альберт Ахметов, который является потерпевшим по делу, узнал о трагедии, когда тело сестры увезли в морг. На вчерашнем заседании он расспрашивал подсудимого об условиях работы в «Яндекс.Такси»: сколько времени он там проработал, сколько часов приходилось работать за смену и сколько дней в неделю можно было отдыхать. Шайхуллин пояснил, что к моменту ДТП таксовал около двух месяцев, смена длилась примерно 10 часов, один день в неделю был выходным.

- Накануне аварии вы выспались? Можно ли предположить, что причиной случившегося был ваш хронический недосып? - спрашивал брат погибшей.

- Затрудняюсь ответить, - задумался подсудимый. - Наверное, нет, я как раз накануне этого брал выходной и вроде успел отдохнуть.

Адвокат Шайхуллина прежде всего посетовал, что его подзащитный поспешил полностью признать вину. Сторона защиты озвучила любопытные данные: тот самый «Рено Логан», за рулем которого был подсудимый, был взят им в аренду всего за неделю до ДТП. Согласно показаниям директора фирмы, которой принадлежит иномарка, она изначально покупалась для других целей, но дела у ООО шли плохо, и транспорт было решено сдавать в аренду. Так «Рено» оказался у таксиста; при этом директор фирмы уверял, что перед заключением соответствующего договора машина прошла техосмотр и была полностью исправна.

Адвокат же огласил другие сведения: согласно собранным им материалам, за 4 последних года «Рено» побывал в четырех ДТП, не считая того, в котором погибла Ахметова. При этом эксперты, отвечая на вопрос о причинах неисправности ремня безопасности, сделали вывод - вероятнее всего, он был поврежден в другом, более раннем ДТП.

- Мой подзащитный на этой машине ездил всего неделю, он не мог знать о такой неисправности. К тому же владелец заверял его, что автомобиль в полном порядке, - сказал защитник. - В момент столкновения и таксист, и пассажирка были пристегнуты. Получается, водитель такси сделал все, что нужно для обеспечения своей и ее безопасности. В том, что ремень оказался сломанным, он ведь не виноват.

Сторона гособвинения запросила для подсудимого три года лишения свободы условно. Следующее заседание по делу состоится 16 сентября.