Не бойтесь сдавать ЕГЭ!

Ирина ПЛОТНИКОВА
Не бойтесь сдавать ЕГЭ!

Меньше месяца осталось у будущих выпускников школ, чтобы определиться с планами на будущее. До 1 марта все одиннадцатиклассники должны выбрать, какие предметы (кроме обязательных русского языка и математики) они будут сдавать в формате ЕГЭ. Какие трудности ожидают ребят в случае неправильного выбора? На этот и другие вопросы отвечает руководитель центра довузовской подготовки Казанского государственного аграрного университета, кандидат педагогических наук Гузель Фассахова.

- Гузель Рафкатовна, до начала приема документов в вузы еще несколько месяцев. А что будущие абитуриенты могут сделать уже сейчас?

- 1 февраля все вузы должны были опубликовать на официальных сайтах правила приема и направления подготовки, перечень предметов и формы вступительных испытаний по каждому направлению подготовки (специальности) для разных категорий абитуриентов. Так что выпускникам школ до 1 марта необходимо определиться с выбором дополнительных предметов для сдачи ЕГЭ. Русский язык и математику они в любом случае сдадут, иначе аттестат не получат. А вот если не выберут другие предметы - не смогут поступить в высшее учебное заведение. Потому что для выпускников школ-2013 второй волны ЕГЭ не будет!

Летом мы сталкиваемся с тем, что приходят абитуриенты и просят досдать тот или иной предмет. В школе, к примеру, сдавали ЕГЭ по обществознанию, теперь решили выбрать инженерную специальность, а ЕГЭ по физике нет. И сдать этот экзамен и поступить туда, куда хочет, абитуриент сможет лишь на следующий год. Вот такие дети или уходят ни с чем, или выбирают платную форму обучения. Почему платную? Да потому, что с ЕГЭ по обществознанию прямая дорога лишь на экономическое направление подготовки, а там самый высокий конкурс: по 40 - 50 человек на одно бюджетное место. И поскольку специальность не самая востребованная, число этих мест сокращается из года в год, зато увеличивается число бюджетных мест на инженерные и естественнонаучные специальности.

Кстати, о конкурсе. В 2011 году в Татарстане закончили школы 21 тысяча 594 выпускника, в 2012 году - 21 тысяча 773 выпускника. А вот прогноз на 2013 год говорит, что их будет 23 тысячи 700. Так что конкурс в вузах возрастет.

Тем, кто делает неправильный выбор, остается поступать на коммерческое отделение. А значит, и после окончания школы выпускник будет сидеть на родительской шее. Мало того что за обучение семья заплатит по 50 - 60 тысяч, так ведь будут же затраты, чтобы одевать студента, обувать его, кормить и прочее...

- И как в таком случае быть?

-  Нужно использовать все шансы поступать на бюджетные места. Для этого мы рекомендуем выбирать не один, а несколько дополнительных предметов для сдачи ЕГЭ, тогда при поступлении в вуз и выбор, и шансы будут больше. Часть абитуриентов так и делают - сдают ЕГЭ по географии, биологии, физике. С таким багажом поступать намного легче. Хочу подчеркнуть, что выпускники ничем не рискуют - на оценку в аттестате не слишком хороший результат ЕГЭ не повлияет! Главное  -  не «завалить» два обязательных предмета.

В качестве дополнительного ЕГЭ многие выбирают обществознание. Почему-то думают, что это самый легкий предмет. Но это неправильный стереотип. Мы советуем дополнительно сдавать физику и биологию. Тогда у абитуриента будет больше возможностей, с ЕГЭ по биологии он может выбрать естественно-научные направления, такие как экология или медицина, агрономия и лесное дело, с ЕГЭ по физике - поступать на все  инженерные специальности в вузах, с ЕГЭ по химии можно идти в технологические и медицинские вузы.

- Так какие же дополнительные школьные предметы вы посоветуете сдавать во время ЕГЭ-2013?

- Поступающим в Казанский аграрный университет нужны физика, биология и обществознание. А вообще с каждым дополнительным ЕГЭ шансы на поступление в вуз увеличиваются в два раза! Ведь каждый абитуриент может подать заявления в пять вузов, и в каждом - на три направления подготовки. Если абитуриент не уверен в выборе профессии - это не страшно. Двухуровневую систему подготовки - бакалавриат и магистратура - придумали не просто так. В первые четыре года, на бакалавриате, студент получает общие знания, как правило, стандарт единый для всех вузов. В этот период человек может определиться - то ли он инженер, то ли агроном, то ли медработник. А дальше он может поступать в магистратуру, выбирая ту специальность, которую считает лучшей.

Допустим, с дипломом бакалавра по экономическому направлению он может поступить в магистратуру на инженера или агронома, делая осознанный выбор взрослого человека. Там тоже конкурс и экзамены, которые проводят сами вузы. И тоже есть возможность обучаться на коммерческой основе, если не прошел на бюджетное отделение. Но все равно это выгоднее и удобнее, чем платить за учебу с первого курса.

- Вам приходилось сталкиваться с фактами, когда ученики не смогли сдать ЕГЭ по выбору, потому что этого выбора их лишили в школе?

- К сожалению, такие нарушения прав детей встречаются, особенно в сельских районах. Мы с ними сталкиваемся каждый год. Сейчас эффективность школ, работы педагогов и директоров оценивается по результатам ЕГЭ. Учителя заинтересованы в хороших результатах, а фактически в том, чтобы ученики выбирали как можно меньше предметов для сдачи ЕГЭ, сдавали лишь те, в которых сильны. В результате к нам приходят абитуриенты со словами: «А в школе сказали: сдаем только русский или математику, а захочешь в вуз поступить - там экзамен сдашь». Мы таким ребятам вынуждены говорить: приходите через год.

Мне понятен интерес работников школ, но права детей не должны нарушаться. Если хотят ученики сдавать пять экзаменов или все четырнадцать в форме ЕГЭ - пусть пишут заявления в своей школе и сдают. Нельзя их ограничивать в этом праве! Тем более если руководство страны говорит: не нужны стране экономисты, давайте инженеров. А педагоги на уровне школы сужают круг возможностей для выпускников.

С сельскими учениками есть еще одна проблема. Экзамены по русскому и математике они сдают, но часть предметов, таких как физика, биология, химия, в районах преподается слабо. И там работники образования еще больше заинтересованы в том, чтобы лишить детей шанса попробовать свои силы: а вдруг неудача?! Но выпускникам нужно знать твердо: если они не сдадут ЕГЭ в школе, то следующая возможность им представится лишь через год. И мы готовы консультировать, разъяснять права выпускникам и оказывать помощь в ситуациях с недопониманием со стороны работников школ. Телефон приемной комиссии Казанского аграрного университета: (843) 236-66-71, 567-46-30.

- И напоследок не могу не спросить: ждать ли студентам изменений в работе Казанского аграрного университета после прошедшего мониторинга эффективности государственных вузов?

- Все изменения будут лишь в лучшую сторону. В вузе принята программа развития, проводится внутренняя оптимизация штатной численности, кроме того, мы приняли решение о сокращении специальности «Профобучение» как маловостребованной. И хочу заверить, что кардинальных изменений, нарушающих права студентов или ухудшающих условия их подготовки, в Казанском аграрном университете не предвидится.