«Не цыганщина, а национальный колорит»: казанцам пообещали, что «золотой» орнамент нового надземного перехода не заржавеет, а лифты будут работать

Дарья СУББОТИНА
«Не цыганщина, а национальный колорит»: казанцам пообещали, что «золотой» орнамент нового надземного перехода не заржавеет, а лифты будут работать

Безвкусицей, похабщиной и цыганщиной успели обозвать казанцы дизайн нового надземного пешеходного перехода над строящимся в Борисково участком Большого Казанского кольца. Установленный над мостом тонированный темно-коричневый купол украсили исполненными в золоте полукольцами с татарским орнаментом, но стиль «дорого-богато» оценили не все. В Минтрансе РТ «Вечерней Казани» сказали, что оценивать оформление магистрали 100-летия ТАССР (так назовут участок дороги от улицы Булатова до Борисковской) пока рано, вот закончится стройка - и тогда...

Фото оформленного по-хански надземного перехода над БКК появились в соцсетях в конце прошлой недели и сразу вызвали шквал критики у горожан:

«Что за цыганщина! Не кольцо, а родовое гнездо цыганского барона»;

«Весь мир стремится к минимализму, к модерну, а Казани золота и росписи больше давай»;

«Только деревенские так делают. Это то же самое, что золотые зубы впереди и луна на цепочке золотая в 30 граммов»;

«Скоро это все заржавеет!»

Другие критики, не заметив очертаний лифтов в переходе, больше озаботились его функциональностью и комфортабельностью:

«О пожилых и инвалидах вновь никто не подумал, как им тяжело подниматься по таким переходам!»;

«Лучше бы подъемники для инвалидов сделали в переходе за эти деньги!»

- Конечно, пошлятина, цыганщина и безвкусица, - поддержал мнение горожан известный казанский краевед и экскурсовод Алексей Клочков. - Дворец земледельцев и театр кукол - из той же серии. Вкусы такие у нашего руководства, что тут говорить… Всю Казань уже угробили уродливыми зданиями! Так что конкретно этот переход вид уже не испортит. Как говорится, снявши голову, по волосам не плачут. Сейчас стиль Казани уже не спасти. А ведь какой был город!.. Уникальность Казани была в том, что у нас сохранялась старая застройка - война же сюда не дошла. Можно было это все использовать, и туристов могло быть на порядок больше. У нас даже в 1990-х сохранялась уникальная ситуация по архитектуре, а потом все ухайдакали.



Краевед и редактор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев усмотрел в дизайне перехода на БКК стиль капиталистический романтизм, сокращенно - капром, который специалисты также называют диким китчем. Он возник в России в 1990-е, когда разрешили частную архитектурную практику и перестали строго следить за градостроительными нормами, и процветал до 2008-го.

- Тогда главная цель была, чтобы выглядело богато. Многие критики считают архитектуру того времени безвкусицей, называют кричащей, но сейчас это уже определенный пласт истории, который отражает вкусы и настроения людей. У нас в Казани в нулевые годы в таком стиле треть города была застроена. Новый переход - типичная капромовщина, продолжение старых традиций. Каких-то особых эмоций у меня это не вызывает: построили и построили, не в центре же, и то хорошо. Может быть, к празднованию 100-летия ТАССР приурочили, - предположил Гордеев и оказался прав.

Пресс-секретарь Миндортранса РТ (министерство - заказчик проекта БКК) Наиля Клевлеева подтвердила «Вечерней Казани», что строительство участка кольцевой дороги в Борисково и пешеходного перехода над ним приурочивали к праздничной дате. И называться участок от улицы Булатова до Борисковской будет «магистраль 100-летия ТАССР».



- Дизайн перехода разрабатывал институт «Татдорпроект». Ему была поставлена задача создать исключительный объект, не похожий на ранее построенные надземные переходы, и подчеркнуть национальный колорит, - рассказала она. - Институт предложил несколько вариантов, их показали руководству города и управлению архитектуры, там выбрали и согласовали один из предложенных. Кроме утвержденного был еще вариант с зеленым остеклением и с красным. По нашему мнению, нынешний вариант из предложенных смотрится лучше всего. А украшения золотого цвета выбрали потому, что на темном фоне лучше всего смотрится именно золотой цвет. Это не аляповато, не будет отвлекать автомобилистов.



О том, что украшения, которые на самом деле сделаны, конечно же, не из золота, поржавеют со временем, переживать, по словам Клевлеевой, не стоит: элементы выполнены из нержавеющей стали толщиной 1,5 мм и покрыты оксидом титана - этим же составом покрывают купола церквей и мечетей.

- Это долговечное покрытие, ржавчине не подвержено. Также в переходе предусмотрена подсветка. Когда объект будет закончен и все будет до конца оформлено, я думаю, все останутся довольны, сейчас рано оценивать, - считает пресс-секретарь миндортранса.



Что касается лифтов для пожилых, инвалидов и мамочек с колясками, то их, как обещают в министерстве, в переходе будет два - по обеим сторонам. Кроме того, для маломобильных людей там оборудуют две платформы для спуска к трамвайным остановкам и подъема с них.

- К трамваю с середины перехода ведут наклонные лестничные спуски, и на них установлены платформы, которые перемещаются под углом вдоль перильного ограждения, - объяснила Наиля Клевлеева. - Один спуск на трамвайную остановку, с которой можно уехать в сторону  Авангардной, второй - на ту, откуда можно поехать в сторону РКБ.