"Не тормози": не тормози об соседа

ВК
"Не тормози": не тормози об соседа

В снегопад на дорогах, покрытых коркой льда, часто можно видеть автомобили, "затормозившие" о задний бампер идущей впереди машины. Зная, что и в ближайшие дни ожидаются снегопады, корреспондент "ВК" попытался выяснить, как обезопасить себя от таких аварий в городских условиях.

Чтобы понять, чем руководствуются водители при определении безопасной дистанции, я опросил на стоянках крупнейших казанских торговых центров три десятка водителей. Интересно, что большинство из них не видит проблемы в определении безопасной дистанции во время движения и одновременно... затрудняется сказать, как именно она определяется.

- Я двадцать два года за рулем, и у меня таких проблем не было, - сказал Ринат Минуллин. - Нам в автошколе объяснили, что в городе надо двигаться со скоростью потока и следить за задними фонарями передней машины. Если она тормозит, то надо делать то же самое и скорость не превышать.

Примерно в том же духе высказались и остальные водители. Когда же я задал им вопрос, какую именно дистанцию они оставляют между своим автомобилем и идущим впереди "соседом", прозвучали ответы: пять, семь и десять метров. Достаточно ли этого в случае экстренного торможения?

- Безопасная дистанция в городских условиях - довольно сложный вопрос, - объясняет преподаватель автошколы Андрей Салихов, - в Казани разрешенная скорость от 40 до 60 км/ч. При скорости 60 км/ч автомобиль проходит за секунду около 16 метров. Это я еще не считаю тормозной путь, который на льду вдвое увеличивается. В городских условиях держать дистанцию, достаточную для безопасного прямолинейного торможения, практически невозможно. Поэтому водитель все время движения, даже если он движется со скоростью потока и у него "нафаршированнная" электроникой машина, должен просчитывать "нулевой вариант" - куда он будет уводить автомобиль в экстренном случае. Еще нелишне будет освоить ступенчатое и прерывистое торможение.

Разница между ступенчатым и прерывистым торможением в одном нюансе. При прерывистом торможении нога водителя несколько раз резкими короткими движениями выжимает педаль тормоза. В перерывах между нажатием тормоза водитель убирает ногу с педали. При ступенчатом торможении нога с педали тормоза не убирается полностью, водитель просто ослабляет нажим. Ступенчатое торможение более эффективно, но требует тренировки: при неумелых действиях машина может уйти в занос.

И вообще со специальными приемами экстренного торможения все не так просто. Как рассказывает директор ООО "Учебный центр подготовки и реабилитации водителей" Айрат Калимуллин, любой прием управления автомобилем, особенно в экстремальных условиях, требует периодического "освежения" в ходе тренировок. Кстати, вопрос безопасной дистанции автомобиля специалист по экстремальному вождению рассматривает иначе, чем его коллега из автошколы.

- Безопасная дистанция - это то расстояние, которое дает водителю возможность предпринять необходимые действия, - говорит Калимуллин, - минимально необходимое время - 2 - 3 секунды. Чтобы у вас было такое время на реакцию, расстояние в метрах до идущей впереди машины по цифре должно быть равно половине величины скорости автомобиля в километрах в час. То есть при скорости 60 км/ч - 30 метров, 40 км/ч - 20. В городских условиях таких дистанций не бывает. Но и скорость плотного потока обычно ниже. А если дистанция меньше, то у водителя остается меньше времени на реакцию. Это тоже нужно учитывать.

Одной из наиболее серьезных ошибок при экстренном торможении наш собеседник считает... выжимание педали сцепления. В автошколах, когда требуется научить человека тормозить не глуша двигатель, порядок действий "педаль сцепления - педаль тормоза" доводится до автоматизма. Однако в случае экстренного торможения, выжимая сцепление, человек теряет драгоценное время.

Интересно, что оба специалиста отмечают: электронные системы безопасности автомобиля (ABC, EBD, EDS и др.) действительно достаточно эффективно работают в большинстве экстренных ситуаций. Однако бывает, что водителю даже при их наличии приходится действовать самостоятельно.

Виктор ЛАРИН.