Недоступный остров-град: попасть в Свияжск сложно, а выбраться невозможно

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Недоступный остров-град: попасть в Свияжск сложно, а выбраться невозможно

Раскрутить Свияжск раскрутили, а транспортную доступность не обеспечили. Так, если цензурно и литературно, можно сформулировать претензии туристов-дикарей, которые решили самостоятельно посетить туристическую жемчужину Татарстана. Как выяснила «Вечерняя Казань», каждые выходные на свияжской пристани происходит едва ли не смертоубийство, ведь желающих посмотреть на остров-град - тьма, а «омик», который раз в сутки совершает рейс из Казани и обратно, всего один.

- Больше я в Свияжск не поплыву ни за что! - поделилась с «ВК» неприятными впечатлениями от посещения острова-града жительница Казани Мария Ширеторова. - Утром в воскресенье, 25 июня, мы с мамой приехали в речной порт Казани, попросили в кассе билеты до Свияжска на рейс в 8.20 и обратно. Кассирша продала билеты только туда по 122 рубля каждый и сказала, что обратные билеты мы сможем купить в самом Свияжске или вернуться на автобусе, который якобы там ходит. Отплыли мы позже назначенного времени, «омик» был переполнен, многие пассажиры стояли. Обратно планировали вернуться на том же судне в 16.30. Сойдя с палубы, сразу же направились в кассу речного вокзала Свияжска. Но он был закрыт. Пошли гулять по острову. В 15.45  вернулись на причал, «омик» уже стоял на пристани, а касса снова оказалась закрыта! На борту теплохода находились пассажиры с билетами, которые они непонятно где взяли, а безбилетников капитан  лично на борт не пустил: «Мне все равно, как вы доберетесь обратно». Тогда мы вызвали начальника пристани. Он пытался договориться с капитаном, буквально умолял забрать нас и дачников, но тщетно. В итоге из-за этих разбирательств теплоход отплыл позже, а мы и еще около 15 человек остались на берегу. В растерянности и гневе — в понедельник-то многим на работу! На наше возмущение начальник пристани признался, что такое безобразие с транспортом на острове-граде творится каждые выходные с начала сезона. И посоветовал добираться домой на такси. Местные таксисты заломили цены: до железнодорожной станции Свияжск в 12 км от пристани такса - 500 рублей, до Казани - 1500 рублей, хотя, как выяснилось, обычный тариф у них — 750 рублей. Кто-то из туристов скрепя сердце взял такси, кто-то потопал на электричку. Нам с мамой повезло: доехали на попутке, водитель нас пожалел.

В похожей ситуации оказалась летом прошлого года и корреспондент «Вечерней Казани». Только в отличие от Марии автору этих строк не удалось купить билет на «омик» даже до Свияжска. За полтора часа до отплытия судна в кассе Казанского речпорта развели руками: все билеты на неделю вперед забронировали турагентства - мол, ждите, вдруг кто-то в последнюю минуту сбросит бронь. И длинная очередь желающих совершить романтическую прогулку по Волге терпеливо ждала. Но чуда не случилось, и судно уплыло без нас. В итоге туда и обратно пришлось добираться на такси в складчину с другими. При этом такси, которое мы заранее заказали на обратную дорогу, кинуло нас, подобрав на дороге более выгодного клиента. Пришлось заказывать снова и ждать два часа...

С тех пор мало что изменилось. На сегодняшний звонок корреспондента «Вечерней Казани» под видом туриста в справочной речпорта неутешительно ответили, что в Свияжск ежедневно ходит только одно судно «ОМ»: «Народу очень много! Предварительная продажа билетов за десять дней».
 
Более того, после недавнего скандала с перегрузом  теплохода  «Москва-130», взявшего на борт 114 лишних дачников из Ташевки, речники стали свято блюсти нормы пассажировместимости.
 
-  Насколько я знаю, в Свияжске капитан судна посадил 260 человек, а сверх нормы брать пассажиров, даже с  купленными билетами, он не имеет права. У нас один капитан уже находится под следствием, - напомнил «ВК» председатель профкома СК «Татфлот» Владимир Ермаков. - Я не знаю, почему касса  на пристани в Свияжске не работала. Думаю, просто все билеты были уже проданы.

Похоже,  популярность Свияжска сыграла с ним злую шутку. Туристический поток на остров-град, по данным Госкомитета по туризму РТ, ежегодно растет на 40 - 60%. В этом году, по прогнозам, остров должны посетить более 400 тысяч гостей, или более 1000 человек в день. А если учесть, что основная масса туристов предпочитает путешествовать в летний период, - и того больше.

Казалось бы, решить проблему доступности речных прогулок на остров можно, увеличив количество судов на маршруте. Однако с судами в Татфлоте туго.
- В эту навигацию в эксплуатацию сданы всего пять теплоходов и парочка катеров, остальные суда, то есть больше половины парка, стоят на приколе: или ждут запчасти для ремонта, или ищут людей в команду, ведь зарплата у речников более чем скромная, - рассказал источник «ВК» в Казанском речпорту.

Речники сетуют, что пассажирские перевозки априори  убыточны, поэтому бизнес (судоходная компания «Татфлот» аффилирована с ПСО «Казань». - «ВК» ) не заинтересован в развитии этого сегмента. Чтобы его сохранить, необходимы дотации из бюджета (в прошлом году Татфлот получил 56 млн рублей дотаций).
 
Можно, конечно, добраться до Свияжска (более 40 км от Казани) и обратно посуху, через дамбу. Как пояснили в Туристско-информационном центре Казани, есть три варианта: на личном автомобиле, такси и экскурсионном автобусе - через туркомпанию или фирму-перевозчик. К примеру, из Интернета можно узнать, что с автовокзала «Столичный» на улице Девятаева «свияжский» автобус отправляется в 10.30, обратно выезжает в 14.30. Но только в выходные, а места нужно заблаговременно бронировать по телефону. При этом в стоимость билета включены экскурсия по острову, чаепитие и прочие допуслуги, что не каждому подходит.

А вот обычного рейсового автобуса до острова-града Свияжск попросту нет!
- К нам не ходят муниципальные автобусы из Казани. И никогда не ходили, - удивились вопросу «ВК» в администрации Свияжского сельского поселения. Нет у Свияжска и регулярного сообщения с Зеленодольском, только межпоселковый рейс Нурлаты - о. Свияжск — Н. Вязовые. По словам «безлошадных» жителей острова-музея, они давно приспособились выбираться на большую землю на попутках: рискованно, но другого выхода нет.