Нельзя, но очень хочется

Марина ЮДКЕВИЧ
Нельзя, но очень хочется

В Татарстане существует тщательно скрываемый, но острейший дефицит. "ВК" обнаружила, что забитые товаром магазины и изобилие компаний, мечтающих вам что-нибудь достать и продать, построить и отремонтировать, подмести и вынести сор, спеть и сплясать - все это исчезает, едва на горизонте возникает грозный призрак Госзаказа.   

Стоит только чиновнику попытаться ради экономии бюджетных денег публично разместить госзаказ (чтобы поставщики, узнав о том заказе, набежали всей толпой и сбивали цену), как оказывается, что у поставщиков как раз острая нехватка автомобилей, бензина, орг- и фототехники, мебели, холодильников, стиральных машин... и т.д., включая обычную бумагу.

В общем, чего ни хватишься, ничего нет! И тут уж не до экономии, приходится чиновнику искать поставщиков по знакомству... Понятно, не корысти ради, а токмо по неотложной государственной нужде.

В августе татарстанское УФАС оповестило СМИ: проверка выявила случаи "установления заказчиками требований, ограничивающих количество участников размещения заказа на поставку автомобилей, аппаратуры медицинской" и т.д. Проще говоря, в техзаданиях (они оговаривают свойства желаемого товара) обнаружили признаки "заточенности" под конкретного поставщика. В подобных шалостях УФАС уличило десять гос- и муниципальных заказчиков - от  исполкомов Малошильнинского и Мусабай-Заводского поселений до Бугульминского отдела внутренних дел.  

"ВК" решила полюбопытствовать, как дела у более значимых государственных заказчиков. Ведь у любого, скажем, министерства денег по госзаказу уходит несколько больше, чем в заштатной сельской конторе. И притом на страже в каждом из них поставлены особые специалисты по антикоррупционной экспертизе. И притом их-то руководители лично присутствуют на мероприятиях, где Рустам Минниханов строго велит обеспечить "прозрачность и эффективность" госзакупок...

Однако эффективность самих этих президентских накачек, похоже, стремится к нулю. Таково общее впечатление от статистики электронных аукционов (в которых Татарстан когда-то был первым в России), где госзаказчиками выступают министерства.           

Скажем, Минлесхоз РТ назначил на лето этого года 18 таких торгов. Если проследить их судьбу по электронной торговой площадке zakazrf.ru., выясняется, что 16 из них не состоялись. Поскольку в подавляющем большинстве случаев на них отчего-то заявились лишь по одному исполнителю, и в результате они и получили заказы - без всякого снижения стоимости. Все потому, что народ у нас в глубинке пугливый: иной частник плачется, как трудно без связей получить работу, а как подвернется возможность претендовать на госзаказ - отчего-то стесняется, дурашка.

Хотя бывает и по-другому. Вот единственный исполнитель, пожелавший отремонтировать контору Нурлатского лесничества за 1,3 млн руб, оказался неправильным, и чиновникам пришлось самим отказывать ему в доступе к аукциону. Причина - "несоответствие заявки требованиям" (в техзадании написано: "выравнивание стен сухой смесью типа Ветонит" - и претендент простодушно предлагает "выравнивание стен сухой смесью типа Ветонит"... Вот и нарушение - "не определена характеристика товара"!).

А что бывает, если на конкурс не явился ни один исполнитель? Да то же самое: заказчик, горько повздыхав, выбирает без конкурса, сам...  

У минсельхозпрода на август было запланировано 16 аукционов по госзаказу. По тем же причинам не состоялись 12.  

Но что взять с ведомств, патриархальных по определению - пусть глаз отдохнет на продвинутых. У минобрнауки из августовских 42  торгов не состоялись 11 (в каждом случае не находилось больше одного желающего поставлять в школы такой уникальный для Татарстана товар, как хлеб, молоко, овощи...). А еще в 11 случаях само министерство внезапно отказалось от проведения уже назначенного аукциона - без всякого объяснения.

Минздрав РТ с начала августа по настоящий момент должен был разместить госзаказ на 61 аукционе - 40 не состоялись. Причины те же - либо заявился единственный претендент, либо вообще ни один. Последнее - в тех случаях, когда заказчик почему-то счел необходимым, чтобы поставку медоборудования - и не самого элементарного! -  осуществил лишь "субъект малого предпринимательства" (а солидные фирмы, которые поставят что угодно без посреднической маржи - даже и не уговаривайте!).

8 аукционов должно было провести как госзаказчик Министерство культуры РТ - 6 из них не состоялись. Правда, от культурных-то партнеров и не приходилось ожидать, чтобы они пихали друг друга локтями в борьбе за бюджетные деньги. Так, приютить участников нынешнего фестиваля мусульманского кино на 5 дней за скромные 1,4 млн рублей вызвался лишь один отель, а приобрести для них в кассе 45 билетов за 1,2 млн смогло лишь одно ООО "Альгура". Это казанская фирма, среди уставных видов деятельности которой - оптовая торговля продовольствием, напитками, табачными изделиями, а также овощеводство, садоводство и "выращивание культур для напитков и пряностей". А как же, по специальности - культур-мультур!

У министерства по гражданской обороне и ЧС не состоялись 4 из 5 назначенных торгов. А прямо в десятку удалось попасть самому продвинутому - Министерству информатизации и связи РТ: из 10 августовских аукционов 10 не состоялись.

Но есть же у нас еще Управление госзакупок РТ, специально образованное для того, чтобы централизованно размещать типовые и наиболее дорогостоящие госзаказы ведомств. Оно, как известно, было создано Рустамом Миннихановым еще в бытность его премьером с задачей использовать бюджетные средства максимально эффективно. Отнюдь не в последнюю очередь - минимизировать шалости с госзаказом (ведь одно дело, когда в каждом ведомстве есть люди, "договаривающиеся" с каждым желающим получить бюджетные деньги, и совсем другое - если эти люди из одного места "договариваются" со всеми: экономия, однако!).  

Как это действует на практике? Только за начало этого месяца, до 8 сентября, управлением госзакупок были назначены 48 аукционов. Из них не состоялись 35 - три четверти. Из-за отсутствия достаточного количества желающих получить за свой товар наши деньги.

И не надо кивать на магазины, забитые подобным добром, которое они готовы сплавить любому покупателю хоть в рассрочку!  Материалы этих несостоявшихся торгов документально подтверждают, что  в городе, республике и стране остро не хватает желающих поставить за гарантированную оплату автомобили, бензин, оргтехнику, компьютеры... Да что там, с бумагой в стране напряженка! Не поступают заявки на поставку для нужд госведомств Татарстана СВЧ-печей, мебели, фототехники, холодильников, стиральных машин... И в отсутствие конкуренции чиновникам просто  приходится покупать весь этот дефицит у того, кто им первый под чистую руку подвернется.

Впрочем, опытные люди утверждают, что за то время, которое энтузиасты безуспешно потратили на наладку в нашей стране "прозрачного, честного и эффективного" госзаказа, практики этого дела  эмпирическим путем нашли массу способов организовать отсутствие конкуренции за госзаказ. Эти способы не сложны, как все гениальное, а также как все всерьез не наказываемое.   

Можно, к примеру, дать на выполнение заказываемой работы заведомо недостаточное время. Так, в Татарстане был пример, когда на разработку учебника госзаказчиком был отведен чуть не один месяц, и все серьезные исполнители на конкурс не стали даже и заявляться (впрочем, тот единственный, под которого эти условия были "заточены", получив контракт, работу в конце концов так и не сделал).    

Другой эффективный прием - дробление однородного заказа на мелочи, ради которых невыгодно регистрироваться на торги. Вышеупомянутое отсутствие желающих поставить СВЧ-печи  (на одну печь за 4,8 тыс. рублей - отдельный аукцион), очевидно, из этой оперы.

Или, наоборот, объединение в один лот различных товаров. Практики здравоохранения рассказывают, как при централизованной закупке медикаментов заказчик формирует "лот с сюрпризом": весь перечень лекарств, в котором одно-два - редкие. Понятно, что если по каждому расхожему лекарству проводился отдельный аукцион, то  поставщиков много, и процент аукционов успешных (т.е. со значительным снижением цены) велик... А так на торги придет тот самый единственный поставщик, который готов поставить все расхожее плюс то самое редкое лекарство. Только уж извините, без скидки - конкурентов-то нет.

Практики расскажут вам массу и других приемов, и в голосе их будет звучать гордость за изобретательность и гибкость коллективного разума нашего чиновничества. В самом деле, интеллект - это самое дорогое; например, цена не состоявшихся только в августе аукционов по госзаказу - многие десятки миллионов рублей.