«Ненавижу домашку!»: родители казанских школьников плачут над уроками вместе с детьми

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Ненавижу домашку!»: родители казанских школьников плачут над уроками вместе с детьми

«Не хочу домой, там еще уроки делать», - ворчала мать, выходя с работы». Многие родители казанских школьников живут и мучаются, как в этом анекдоте. «Ребенок в первом классе. В шесть утра доделала ему презентацию», «Ненавижу домашку! Некоторые задания такие непонятные, что даже «Гугл» не помогает», - возмущаются мамы и папы и винят во всем нынешние образовательные стандарты, мол, из-за них чуть ли не 70% учебной программы начальных классов дети должны осваивать дома самостоятельно.

Горячие споры по поводу домашних заданий школьникам идут едва ли не с начала времен. Как показал недавний анонимный опрос россиян, проведенный Минпросвещения РФ в соцсетях, 37% убеждены, что домашка не нужна, 58% - что нужна. Но вот в каких объемах?.. Глава минпроса Ольга Васильева по этому поводу заявила: «Речь не идет об отмене, однако стоит следить за нагрузкой... Недавно мама одна ко мне пришла и поделилась, что сын тратит на домашние задания по шесть часов в день. Если ребенок не понимает, что он делает, то это все в пустоту».

Тем временем родители казанских младшеклассников в соцсетях делятся:

«Время 20.00. Мама рисует презентацию на урок английского языка, папа делает из спичечных коробков английский телефон на ниточке, бабушка читает ребенку выразительно вслух стихотворение, ребенок судорожно дописывает план и перевод текста на родной русский. Нормальный русский уже сделали, а еще по математике осталось решить задачу, примеры в столбик уже решены. В 22.40 все сделали. Сейчас спать, подъем в 6.30 у ребенка. Ужин отложен до школьных каникул»;

«Ребенок в первом классе. В шесть утра доделала презентацию на тему «Моя семья». Начали вчера вечером с ребенком после секции»;

«Ужины за тетрадками у нас уже вошли в привычку»;
 
«Я устала от домашки, дети устали»;
 
«Мой ребенок учится во втором классе. Я, когда сама училась, таких эмоций не испытывала, какие сейчас, - я ненавижу школу! Я ненавижу домашку! Это вообще капец, это как квест, ее сначала найти надо, где задали: в рабочей  тетради, в яндекс-учебнике или на учи.ру… А после моих вежливых претензий учителю я же еще и крайней остаюсь, что не общаюсь с ребенком, не уделяю ему должное время».

Некоторые родители винят во всем действующие федеральные образовательные стандарты для начальных классов.

«Это все, видимо, ФГОС: по ним 25% программы дают в школе, остальное учите сами. С такими стандартами проще 1 сентября в первом классе написать на доске адреса «Гугла», «Яндекса», «Википедии», еще пары сайтов и отправить домой учеников, пусть учатся», - возмущаются комментаторы.

В Минобрнауки РТ на вопрос «Вечерней Казани», соответствуют ли действительности родительские предположения по поводу ФГОС и объемов домашнего задания, ответили следующее:

«Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. Согласно пункту 10.30 указанного документа затраты времени на выполнение домашних заданий не должны превышать в астрономических часах: во 2 - 3-х классах - 1,5 часа, в 4 - 5-х классах - 2 часа, в 6 - 8-х классах - 2,5 часа, в 9 - 11-х классах - 3,5 часа. Абзац 5 пункта 10.10 предусматривает обучение в 1-м классе без домашних заданий». 
  
Активист общественного объединения «Родительское сообщество Татарстана (РоСТ)» Рая Демидова, внимательно ознакомившаяся с ФГОС в интересах своей дочери-младшеклассницы, назвала информацию о «75% программы - на дом» домыслами.

В то же время Демидова отметила, что современные образовательные стандарты действительно отличаются от методик советской школы, по которым учились многие нынешние родители.

- Раньше детям показывали, как надо что-то сделать, дети повторяли и таким образом усваивали программу. Сейчас от учителей требуют подталкивать учеников к тому, чтобы они заинтересовались и попытались самостоятельно разобраться, как это делается. Условно говоря, мне нужно научить детей рисовать. В советской школе я должна была на уроках последовательно давать материал по композиции, перспективе, колористике и т.д. А согласно нынешним ФГОС я сразу предложу ребятам нарисовать мультик, потому что за эту идею они с радостью ухватятся. В процессе рисования дети поймут, что не знают того и этого. И я им порекомендую книжки и обучающие фильмы, в которых они смогут найти нужный им материал. Потом их самостоятельно выполненный проект мы обсудим в классе… Грамотные и сильные учителя сегодня совмещают новые стандарты и старую советскую методику: научить-заинтересовать.

По мнению активистки «РоСТа», огромные домашние задания - это скорее следствие перегруженности учебной программы. 

- Слишком много материала надо усвоить за короткое время. Тут либо учитель должен быть сверхкомпетентен, чтобы за урок успеть дать новый материал и отработать его с учениками, либо дети будут перегружены заданиями на дом, - отмечает Демидова.

Напомним, в настоящее время дорабатывается проект новых ФГОС для начальной школы. Однако, как считают эксперты Российской академии образования, детям предъявляется слишком большой объем требований и предлагаемые стандарты могут еще больше усугубить ситуацию с учебной и внеучебной нагрузкой школьников.

Фото https//ru.123rf.com