Никас Сафронов в Казани: «Написанный мной портрет у Путина — любимый»

Айсылу КАДЫРОВА
Никас Сафронов в Казани: «Написанный мной портрет у Путина — любимый»

Вчера в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась персональная выставка Никаса Сафронова, самого успешного коммерческого художника России. Это уже третья демонстрация его картин в Казани, но первая, к организации которой стал причастен президент РТ Рустам Минниханов. Как рассказал на пресс-конференции Никас Сафронов, с Миннихановым они познакомились в Бахрейне в феврале: «Он пришел на мою выставку и сразу же предложил устроить вернисаж в Казани. Я сказал, что у меня уже были в Казани выставки. Скромные. Минниханов на это: «А я сделаю так, что все будет очень достойно. Все будет замечательно!..»

На открытие выставки Сафронова журналистов пропускали по заранее согласованным спискам, гостей - по пригласительным билетам. На протяжении всего вечера играл струнный квартет, а публику угощали игристым вином, клубникой и пирожными. Официальную церемонию открытия начали, когда в «Хазинэ» приехали министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и зампред Госсовета РТ Римма Ратникова.

Минут через сорок на вернисаж явился руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, а через полтора часа - президент Минниханов с оказавшимся по делам в Казани главой МЧС России Владимиром Пучковым. Для именитых чиновников экскурсию по выставке проводил лично Никас Сафронов.

В «Хазинэ» экспонируются около ста картин Сафронова. Это произведения разных лет - автопортреты, портреты знаменитостей (Джона Леннона, Настасьи Кински, Виктора Сухорукова), фантазийные портреты разодетых в старинные человеческие одежды кошек и котов.

Есть виды городов, в которых бывал художник, - Баку, Саратова, Венеции, Владимира. Четыре картины посвящены Казани (виды Кремля, мечеть Кул Шариф). Все холсты помещены в «богатые» серебристые или золоченые рамы, возле каждого - золотистая табличка с выгравированным названием.

Напыщенность обстановки ломают смешные ошибки - например, название одной «архитектурной» картины на золотистой табличке написано так: «Сон о мечетЕ Аль-Фатих». «Мечеть», кстати сказать, особенно трудное слово для российских знаменитостей - на нем «погорела» звезда шансона Елена Ваенга, когда написала на своем официальном сайте, мгновенно ставшим популярным, текст о панк-молебне Pussy Riot в храме Христа Спасителя («почему эти козы не пошли в мИчеть?»)...

Среди тех, кто называет Никаса Сафронова большим художником, практически нет людей, которые бы занимались искусством профессионально. А среди тех, кто считает его «пастырем галантерейного вкуса толпы», «придворным живописцем», «гением заказухи» и «идеологом разнузданного самопиара», - директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова, директор Пушкинского музея Марина Лошак... Профессионалы при этом отмечают, что в умении лакировать действительность, писать портреты не реальных людей, а их королевское представление о себе любимых, Сафронову равных нет.

А вот что говорил о себе сам Никас Сафронов на встрече с журналистами, которая состоялась за несколько часов до вернисажа:

- Социологи из «Левада-центра» проводили опрос среди россиян: кто, по-вашему, самый известный сегодня художник? И абсолютное большинство назвало мое имя. Я раньше бравировал этим фактом, а потом понял, что наживаю себе врагов и завистников...

Недавно вышла статья о том, как женщины любят заказывать мне свои портреты, а потом очень удачно выходят замуж... Многие заказывают мне написать себя в обнаженном виде и просят, чтобы я их приукрасил, убрал недостатки. Это, знаете, как короли в XV веке получали портреты красавиц, написанные Веласкесом, и сразу же на этих красавицах хотели жениться. Но на самом деле женщины эти не были красавицами. И когда это выяснялось, Веласкеса не казнили. Его прощали и даже говорили: «Молодец! Такую уродину взял и сделал красавицей!»

Я пытаюсь к каждой своей модели подходить не одинаково, не шаблонно, я пытаюсь находить для каждого свой стиль. Вот недавно по заказу Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге делал Путина на тарелки. И я сделал его портрет в стиле кубизм... До этого я писал портрет Владимира Владимировича Путина на холсте. Я знаю, что этот портрет у самого Путина - любимый. Мне потом Лавров, министр иностранных дел, велел сделать 200 копий этого портрета для всех посольств России... Я никогда у власти ничего не прошу, не лебежу. Я пишу портреты политиков из уважения к личности, а иногда это у меня - как аванс... Я даже с ними не дружу. Понимаете, я активно участвую в акциях благотворительности - например против наркотиков в Америке или против дистрофии в Африке... И писать портреты политиков - это тоже акция. Я не прокремлевский художник, меня никто оттуда не кормит. Наш президент, когда вручал мне звание заслуженного художника России, сказал: «Я думал, что вы уже лет двадцать как народный!» А я даже документы не подавал на народного...

Я не лебежу перед властью. Но я и не против власти. Ей надо делать аванс, ее нужно поддержать, там все непросто. Где-то с 1986 года я начал делать серию портретов знаменитых людей в разных исторических одеждах. Я знаю: когда люди верят в свою «историчность», они и ведут себя подобающе... Думаю, буду писать портрет президента Татарстана. Портрет Рустама Нургалиевича. Обязательно!..

Портрет, написанный хорошим художником - а я неплохой, считаю, художник, - лучшее, что можно вложить в историю своей семьи. Как-то обратился ко мне старый еврей: «Я очень богатый, но очень скоро меня не станет - онкология, хочу заказать вам свой портрет. Успеете написать? Я оставлю его семье, детям - пусть смотрят, каким был их предок...» Я написал портрет этого мужчины. Так он потом еще шесть лет прожил! А после его смерти мне сказала его овдовевшая жена: «Нам так нравится этот портрет! Когда нам нужно принять важное решение, мы всегда подходим к этому портрету и получаем - энергетика же передается - правильный ответ. Очень ценную семейную реликвию вы нам сделали!..»

Меня самого разные художники писали раз 10 или даже 15. Но все эти портреты - неудачные. Недавно ко мне обратились власти Ульяновска, моего родного города, с предложением, чтобы кто-то из местных художников написал мой портрет для галереи знаковых для города людей. Я сказал, что свой портрет для этой галереи напишу сам. Мне не хочется «висеть» в этой галерее плохо написанным другим художником. Я очень усердно изучал портретную живопись в Голландии, Италии, Испании...

Я дружу с мэром Казани Ильсуром Метшиным. Мы с ним давно дружим, я даже имел честь писать его семью. Я был у него дома в гостях, он сам был у меня в гостях... Помню, лет восемь назад Метшин меня спрашивает в Казани: «Есть ко мне особые вопросы, просьбы?» Я сказал, что хотел бы посмотреть Казанскую икону Божией Матери. Метшин сразу дал команду своим людям: «Отвезите его!» И вот привезли меня в храм, а там никаких очередей, народу - почти что ноль человек: я и еще две женщины. Я полчаса спокойно там постоял...

Я сегодня спал всего лишь час. Прилетел в три ночи, меня встречал ваш министр культуры. Я его еще и заставил сразу поехать со мной ужинать. Как он потом спал, интересно?.. Я прилетел из Петербуга. Был там в Мариинском театре, смотрел оперу «Пиковая дама». В Петербурге дождь, холодно, слякоть. В Петербурге получил печальную новость о смерти друга - выдающегося оперного тенора Зураба Соткилавы... А Казань встретила меня уютом, теплом. Здесь как будто только что лето началось...

Казань красивый, исторический город. В Казани учился Ленин, получил здесь четверку по логике, и у него сорвалась из-за этого золотая медаль. Или это у него не в университете, а в школе еще было? Не помню точно. Но здесь он тоже как-то проштрафился...

Я надеюсь, что казанцы придут на мою выставку и получат маленький релакс. Я привез более ста картин, некоторые написал специально для Казани по просьбе президента Минниханова - надеюсь, эти работы останутся в музее или частных коллекциях Казани. Все они были сделаны с любовью...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА