Нуриевский фестиваль в Казани откроет балет, в антракте которого Путин объявил о разводе

Айсылу КАДЫРОВА
Нуриевский фестиваль в Казани откроет балет, в антракте которого Путин объявил о разводе

В субботу, 2 апреля, начнется продажа билетов на спектакли XXIX Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева, который в этом году пройдет с 11 по 28 мая. Билеты будут стоить от 500 до 3000 рублей. Самые дорогие (от 700 рублей) - на спектакли Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана «Евгений Онегин» и «Роден». Выступления этого коллектива, а не гала-концерты, как обычно, в этом году закроют фестиваль. Концертов в программе XXIX Нуриевского нет вообще.

ТРИ ВЕЧЕРА И ДВА БАЛЕТА

Известная не только в России труппа Бориса Эйфмана - самая, наверное, «видная» в балетном мире: здесь нет танцовщиц, чей рост ниже 1 метра 72 сантиметров, и танцовщиков ростом ниже 1 метра 85 сантиметров. Все худощавые, с удлиненными конечностями, невероятно гибкие.

Балет, значащийся на казанских афишах как «Евгений Онегин», на самом деле называется короче - «Онегин». В нашем городе эйфмановцы впервые танцевали его в июле 2013 года в рамках Культурной универсиады. Спектакль, в котором пушкинская история перенесена в девяностые годы ХХ века и начало XXI века, уже тогда был довольно известным: в 2010 году он выдвигался на «Золотую маску» в трех номинациях: «Лучший балет», «Лучшая работа балетмейстера» и «Лучшая мужская роль». И ни в одной не выиграл.

«Онегина» Эйфман поставил на музыку Петра Ильича Чайковского и нашего современника - рок-гитариста Александра Ситковецкого. Танцовщикам придумал чрезвычайно сложный, с элементами акробатики, хореографический текст. Публика, как продолжают писать очевидцы из разных уголков мира, неизменно устраивает им стоячую овацию.

«Онегина» эйфмановцы покажут на Нуриевском фестивале один раз, а балет «Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне - два. Захватывающая хореографическая история о непростых взаимоотношениях скульптора Огюста Родена и его ученицы и возлюбленной Камиллы Клодель тоже не прошла мимо внимания экспертов «Золотой маски»: в 2013 году у балета было четыре номинации на эту премию, в одной из которых - «Лучшая мужская роль» - победил исполнитель партии Родена Олег Габышев.



Пока неизвестно, в каких казанских спектаклях будет танцевать Габышев. Возможно, этого потрясающего артиста зрители увидят и в «Родене», и в «Онегине», где он тоже танцует заглавную роль.

СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ ПРЕЗИДЕНТ НЕ ДОСМОТРЕЛ ДО КОНЦА

Два раза покажут на XXIX Нуриевском «Эсмеральду» по мотивам романа Гюго «Собор Парижской Богоматери». Для Казани это премьера: спектакль на балетную труппу театра им. Джалиля ставит московский хореограф Андрей Петров. Вернее, переносит свою постановку, которую сочинил в 2006 году для труппы «Кремлевский балет». Критики считают, что лучшее в этом сочинении - цитаты из классических версий «Эсмеральды»: фрагменты хореографии Перро, Петипа и Вагановой.
 
Петровская «Эсмеральда» более всего известна тем, что именно ее выбрали для совместного культпохода, мгновенно ставшего знаменитым, президент Владимир Путин и его жена Людмила в июне 2013 года. В первом антракте они неожиданно рассказали в телеинтервью о решении развестись. А после эпохального признания, что любопытно, сразу ушли, не досмотрев два акта петровского балета.

Было это в Государственном Кремлевском дворце, в заглавной партии дебютировала тогда Ирина Аблицова. В казанских спектаклях она тоже будет танцевать, но не цыганку Эсмеральду, а ее соперницу - парижскую аристократку Флер де Лис. На заглавную роль сегодня претендуют две эффектные прима-балерины - Александра Тимофеева из «Кремлевского балета» и Кристина Андреева из театра имени Мусы Джалиля. Исполнители других партий еще не утверждены.

В ЛЮБИМОМ БАЛЕТЕ НУРИЕВА — АРТИСТЫ ИЗ ПАРИЖА

Сразу три казанских дебюта ожидаются в фестивальной «Баядерке». Танцевать любимый балет Рудольфа Нуриева приглашены солисты Парижской национальной оперы Леонор Болак (Никия), Франсуа Алю (Солор) и Сэ Ын Пак (Гамзатти). Леонор и Франсуа занимают в прославленной французской труппе положение первых танцовщиков, а первая в ней кореянка Сэ Ын Пак - танцовщицы-сюже.

Это не «вершина» и не «низ» в многоступенчатой карьерной лестнице балета Парижской оперы, которая сегодня выстроена следующим образом: стажеры, кадриль, корифеи, сюже, первые танцовщики и этуали.
В 42 с половиной года всех танцовщиков в обязательном порядке там отправляют на пенсию с теоретической возможностью выступать по гостевому контракту...

Леонор Болак, которой накануне казанского спектакля исполнится 26 лет, и ее ровесница Сэ Ын Пак уже танцевали в России - на фестивале «Мариинский» в прошлом году. Должен был составить им компанию и Франсуа Алю, которого в Петербурге ждали с нетерпением. Но «летающий Алю» (так его называют во Франции за умопомрачительные «взрывные» прыжки) не смог тогда приехать. Так что есть вероятность, что первое выступление в России у талантливого танцовщика состоится в Казани.

Ему 23 года, среди его поклонников - ценители классического балета и... хип-хопа. Франсуа Алю обожает этот стиль и нередко участвует в проектах своего двоюродного брата - знаменитого хип-хоп-танцора Николя Саннье.

«ЖИЗЕЛЬ» С АНГЛИЙСКИМ АКЦЕНТОМ

Премьеры Королевского балета Великобритании приглашены танцевать в фестивальной «Жизели». Это уже хорошо знакомый казанской публике Мэтью Голдинг (про которого только ленивый еще не сказал, что он похож на голливудского красавца Брэда Питта) и дебютантка Нуриевского - хрупкая и миниатюрная Сара Лэмб. Опытные артисты (Саре 36 лет, Мэтью на пять лет ее моложе) наверняка разыграют историю про несчастную любовь Жизели и запоздалое раскаяние Альберта психологически достоверно.

Еще одна иностранка исполнит в фестивальной «Жизели» партию повелительницы виллис Мирты. Это американка Мария-Тереза Бек, которая в 2013 году с прекрасными оценками окончила Московскую академию хореографии и начала работать в столичном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где занимает сегодня положение первой солистки.

На XXIX Нуриевском Марию-Терезу Бек можно будет увидеть еще и в «Дон Кихоте». В этом жизнерадостном балете она исполнит небольшую, но яркую партию Уличной танцовщицы. В главных ролях - премьеры Национального балета Королевства Нидерландов Майя Махатели (Китри) и Артур Шестериков (Базиль).

Мускулистая и напористая бой-балерина Махатели неоднократно танцевала в Казани на гала-концертах, Шестериков приедет впервые. Выпускник Пермского хореографического училища, он уже девять лет успешно работает в Голландии. Читателям «Вечерней Казани» наверняка интересно будет узнать, что среди множества его сценических партнерш - Саша Мухамедова (Александра Чулпан Мухамедова), дочь звезды мирового балета - родившегося в Казани Ирека Мухамедова. Саша сегодня - вторая солистка Национального балета Королевства Нидерландов...

НАЗВАТЬ ЭТО БАЛЕТОМ НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ ЯЗЫК

В этом году впервые в программу балетного фестиваля вошел спектакль, назвать который балетом ни у кого не поворачивается язык. Это грандиозная постановка режиссера, хореографа и легендарного танцовщика Владимира Васильева DONA NOBIS PACEM («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор И.-С. Баха. В ней заняты оркестр, хор, солисты оперы и артисты балета. В этом спектакле не только играют, поют и танцуют - еще рисуют трехмерные картины из невесомых лазерных лучей...

В афишу XXIX Нуриевского вошел еще один «глубоко личный» спектакль Владимира Васильева. Это ставшая знаменитой «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, которую он сочинил для своей жены и партнерши - великой балерины Екатерины Максимовой. Пока еще неясно, кто на фестивале будет танцевать в этом балете. Известно лишь, что роль Модеста Алексеевича исполнит Геннадий Янин из Большого театра России - лучший Модест Алексеевич наших дней...


На фото:

- Сцена из балета «Эсмеральда», kremlinpalace.org/ru 

- Сцена из балета «Онегин», eifmanballet.ru 

- Сцена из балета «Роден», eifmanballet.ru 

- Леонор Болак, ©Agathe Poupeney

- Франсуа Алю, instagram.com/francoisalu/

- Мэтью Голдинг, ©Gerard Sluiter