Нуриевский фестиваль в Казани откроет премьера «Дон Кихота»

Айсылу КАДЫРОВА
Нуриевский фестиваль в Казани откроет премьера «Дон Кихота»

В казанском оперном театре имени Мусы Джалиля идут постановочные репетиции балета Минкуса «Дон Кихот». Публике представят новую редакцию хореографического сочинения Мариуса Петипа и Александра Горского, над которой работает художественный руководитель казанской балетной труппы Владимир Яковлев. 15 мая премьерой этого спектакля откроется XXVIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

Вчера корреспондент «Вечерней Казани» побеседовала с Владимиром Яковлевым и выяснила, чем новая редакция балета Минкуса отличается от прежней, которая не исчезала из репертуара театра с 1994 года.

- В нашем «старом» спектакле заглавный герой, Дон Кихот, был персонажем незначительным и невнятным: трудно было понять неподготовленному зрителю, для чего этот рыцарь и его оруженосец Санчо Панса появляются почти в каждой картине балета, - говорит Владимир Яковлев. - Новый спектакль усилит драматургическую линию Дон Кихота.

- Каким образом?

- В новой версии появится Дульсинея. Эта прекрасная дама не реальный персонаж. Это мечта Дон Кихота, прекрасное видение. Образ Дульсинеи будет вдохновлять Дон Кихота на благородные поступки и подвиги... Поменяется суть конфликта в цыганском акте. Если помните, раньше он возникал у цыган и заглавного героя из-за денег. В новой версии мы покажем в этом акте свадьбу барона: жених - старый, невеста, цыганка, его не любит. О нелюбви к барону будет знаменитый сольный цыганский танец, заканчивающийся падением на колени. Падать на колени цыганка будет перед Дон Кихотом - в надежде, что он спасет ее. И он попытается ей помочь: пойдет на конфликт, но уже не по меркантильной причине...

- Известно, кто будет танцевать на фестивальном спектакле?

- На фестивале мы дважды покажем «Дон Кихот» - 15 и 16 мая. Китри и Базиль первого спектакля - наша Кристина Андреева и Кимин Ким из Мариинского театра. Во второй день Кимин Ким должен был танцевать с балериной Мариинского театра Олесей Новиковой, но я только вчера узнал, что у Олеси травма, она не сможет приехать. Поэтому Китри на спектакле 16 мая будет танцевать Анастасия Матвиенко, тоже из Мариинки, в Казани многие знают эту балерину.

- Обычно она приезжала со своим супругом - виртуозным танцовщиком Денисом Матвиенко.

- В этот раз Денис сможет приехать к нам только на гала-концерты. Предполагается, что он исполнит с нашей труппой и балериной Кристиной Андреевой фрагмент из балета Асафьева «Пламя Парижа»... Но давайте вернемся к «Дон Кихоту». Заглавную партию репетирует у нас Глеб Кораблев, Санчо Пансы - Фаяз Валиахметов и Илья Белов.

- А трактирщика Лоренцо? Трудно представить, кто мог бы сыграть эту роль так же блистательно, как Денис Мочалов, который, увы, в театре уже не работает.

- Да, он вышел на пенсию. Но я именно Мочалова пригласил сыграть Лоренцо в двух фестивальных «Дон Кихотах». Он потрясающе делает эту роль! Понимаете, в «Дон Кихоте» многое зависит от актерского мастерства артистов, это игровой спектакль. Мы специально включили в новую версию бытовые, жанровые сценки. В них будут заняты не только артисты труппы, но и дети - учащиеся Казанского хореографического училища. Бытовые сценки они разыграют уже в первом акте - на городской площади. Там же развернется и финальная сцена - свадьба Китри и Базиля. Раньше свадьбу в «Дон Кихоте» играли во дворе герцога, что довольно трудно объяснить логически, согласитесь.

- Владимир Алексеевич, а хореографический текст новой версии спектакля будет отличаться от старой?

- Я не столько балетмейстерски, сколько режиссерски редактирую этот спектакль. Не знаю, чем увенчается попытка ввести в третий акт балета фламенко. Да-да, я хочу добавить в «Дон Кихот» испанский колорит: пригласил танцовщицу, которая училась в школе фламенко в Испании. Мы уже репетируем. Но, повторю, я еще не уверен, будут ли ритмы фламенко уместны в нашем спектакле.

- Непонятно, как сочетается веселенькая музыка Минкуса с яростным стуком каблуков?

- Пока непонятно. Кстати, мы обогатили музыкальный материал спектакля: раскрыли в партитуре Минкуса немало купюр...

- Декорации и костюмы наверняка будут абсолютно новыми?

- Да. Кроме жестких декораций зрители увидят видеодекорации - море, волны... Художник-постановщик нашего «Дон Кихота» - Виктор Герасименко.

- Владимир Алексеевич, «Дон Кихот» был одним из балетов, в котором блистала великая Майя Плисецкая. Не кажется ли вам правильным посвятить премьеру спектакля ее памяти?

- Это хорошая идея, мы обязательно ее обсудим с директором театра...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА