Нуриевский фестиваль: в Казани снова ждут балерину, которая танцевала для Путина

Айсылу КАДЫРОВА
Нуриевский фестиваль: в Казани снова ждут балерину, которая танцевала для Путина

Билеты на спектакли XXX Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева поступят в продажу 3 апреля, они будут стоить от 500 до 3500 рублей. В этом году фестиваль пройдет на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля с 13 по 30 мая, в его программе - девять спектаклей и два гала-концерта. Составы исполнителей до конца еще не сформированы, но некоторые подробности уже известны.

«ЛИЦО» КАЗАНСКОГО БАЛЕТА

В четырех спектаклях из девяти главную женскую партию исполнит казанская прима-балерина Кристина Андреева. Это почти половина фестивальной афиши, за всю историю Нуриевского еще ни одна штатная солистка театра им. Джалиля, кроме Андреевой, не вызывала у организаторов столько доверия. Она будет танцевать Джульетту в премьерной постановке «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева (спектакль на основе хореографического текста Бориса Мягкова ставит худрук казанской балетной труппы Владимир Яковлев) - этот балет откроет фестиваль.

В предыдущей балетной премьере театра - «Эсмеральде» Пуни и Дриго - Андреева исполнит заглавную партию. Также она будет занята в «Золотой Орде» Резеды Ахияровой (Джанике) и в режиссерской трактовке Владимира Васильева Мессы си минор Баха - представлении Dona Nobis Pacem/«Даруй нам мир» (Танцовщица).

Сегодня Кристина Андреева - «лицо» казанского балета. При этом ее «балетная родина» не Казань: Андреева - выпускница Красноярского хореографического колледжа. В фестивальных спектаклях с ее участием конкуренток у нее не предвидится - заслуживающие внимания балерины приглашены на главные партии в других спектаклях. Это солистки лучших балетных компаний мира - Парижской национальной оперы, Большого театра России, Балета Штутгарта, Венского государственного балета... Но это не значит, что зрительский (вернее, обывательский) интерес в «андреевских» спектаклях будет сосредоточен исключительно на казанской балерине. К примеру, в той же «Эсмеральде» на партию парижской аристократки Флер де Лис приглашена Ирина Аблицова из московской труппы «Кремлевский балет» (она, как и Андреева, выпускница Красноярского колледжа). Эта балерина вошла в историю России в июне 2013 года: дебютировала на сцене Государственного Кремлевского дворца в заглавной роли балета «Эсмеральда», среди зрителей «аблицовского» спектакля оказались президент Владимир Путин и его жена Людмила, которые в первом антракте неожиданно рассказали в телеинтервью о решении развестись.

Ирину Аблицову приглашали еще на прошлогодний Нуриевский фестиваль, но балерина не смогла тогда приехать и вместо нее партию Флер де Лис исполняла москвичка Ксения Хабинец.

ЛУЧШИЙ ТАНЦОВЩИК БОЛЬШОГО

Три солиста Большого театра России приглашены танцевать в балете Владимира Васильева на музыку Валерия Гаврилина «Анюта». Это прима-балерина Анастасия Сташкевич (Анюта), ее супруг - ведущий солист Вячеслав Лопатин (Модест Алексеевич) и премьер труппы Артем Овчаренко (Студент).

Наиболее интересный артист в этом трио - Лопатин. Критики Москвы и Лондона считают его самым недооцененным виртуозом Большого: он с легкостью и необыкновенным изяществом умеет танцевать в балетах классического наследия, убедителен в сочинениях Баланчина, Ноймайера, Аштона... Лопатин уже давно заслуживает положения премьера в главном музыкальном театре страны, но из-за бюрократических проволочек все еще «сидит» в ведущих солистах.

«ЛЕБЕДЬ» ПРИЛЕТИТ ИЗ ВЕНЫ

В «Лебедином озере» Чайковского впервые в Казани партии Одетты и Одиллии исполнит прима-балерина балета Венской государственной оперы Мария Яковлева. Она воспитанница петербургской Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, училась в классе Людмилы Ковалевой, как в свое время всемирно известная Диана Вишнева и одна из лучших московских балерин Ольга Смирнова. Марию Яковлеву называют музой Мануэля Легри - выдающегося французского танцовщика (Рудольф Нуриев, когда руководил балетом Парижской национальной оперы, присвоил Легри высший балетный титул - этуаль - минуя ступень первого солиста), ныне руководителя балета Венской оперы.
Партнером Марии Яковлевой в казанском «Лебедином...» станет Масаю Кимото (принц Зигфрид) - первый японский танцовщик, ставший ведущим солистом в балете Венской оперы. Он учился во Франции - в каннском Центре классического танца Розеллы Хайтауэр, а карьеру начинал в балете Дрезденской государственной оперы.

УТОНЧЕННАЯ ЖИЗЕЛЬ СО СТАЛЬНЫМИ НЕРВАМИ

Кроме «Лебединого...» особенно интересным на фестивале обещает быть спектакль «Жизель» с Доротеей Жильбер из балета Парижской национальной оперы. Сегодня она носит наивысший титул в знаменитой французской труппе - этуаль. А получила она его после «Щелкунчика», который 19 ноября 2007 года артистам пришлось танцевать без декораций, реквизита и соответствующих костюмов: бастовали работники театра. Партнером Доротеи на том историческом, требующем от исполнителей стальных нервов спектакле был великий Мануэль Легри...
Сравнительно недавно мадам Жильбер стала «лицом» аромата Repetto, который для одноименного модного дома создал парфюмер Оливье Польж. «В основу композиции легла роза: она такая же нежная и утонченная, как Доротея», - объяснял парфюмер.
Партию Графа Альберта впервые в Казани исполнит премьер балета Дрезденской государственной оперы Иштван Саймон - выпускник Венгерской академии танцевального искусства, лауреат международных балетных конкурсов.

МЕЖДУНАРОДНАЯ «БАЯДЕРКА»

Интернациональный состав солистов можно будет увидеть в «Баядерке» Минкуса. На заглавную партию приглашена Мария Эйхвальд (баядерка Никия), прима-балерина Штутгартского балета. Любопытно, что 11 лет назад, в 2006 году, Мария уже приезжала на казанский Нуриевский: выпускница Государственной академии балета в Алма-Ате (Казахстан) должна была танцевать Жизель. За день до спектакля, сославшись на разболевшуюся стопу, Эйхвальд танцевать отказалась. Приглашенную солистку заменили тогда местной - Еленой Костровой.

Партнером опытной Марии Эйхвальд в «Баядерке» станет танцовщик бразильского происхождения Даниэль Камарго (Солор). Он выпускник Школы имени Джона Крэнко при Штутгартском балете, где учился в классе великого Петра Пестова (среди учеников Пестова - Александр Богатырев, Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Николай Цискаридзе). В 2009 году его приняли в кордебалет Балета Штутгарта, 2013-м он стал там премьером, а в прошлом году Даниэль занял положение премьера в Государственном балете Королевства Нидерландов.
Казань не окажется первым российским городом в гастрольном маршруте Даниэля Камарго. В апреле он прилетит в Санкт-Петербург: в рамках Международного фестиваля балета «Мариинский» будет танцевать Базиля в «Дон Кихоте» и в гала-концерте звезд балета.

Также в казанской «Баядерке» будет занята балерина московской труппы «Кремлевский балет» - прекрасно выученная американка Джой Уомак. Зрители увидят ее в партии Гамзатти. Напомним, что свою первую Гамзатти Джой станцевала именно в Казани, это было в марте 2014 года.

МАТИЛЬДА И КОРОЛЬ

Фестивальный «Дон Кихот» обещает казанцам новую встречу с Матильдой Фрустье. Напомним, эта очаровательная француженка приезжала на Нуриевский фестиваль в 2008 году: на гала-концерте в дуэте с Матиасом Эйманном танцевала делибовскую «Сюиту» в хореографии Хозе Мартинеса. И вот теперь у Матильды будет целый спектакль, в котором она исполнит главную женскую партию - Китри. Правда, сейчас она уже представляет не балет Парижской национальной оперы, а Балет Сан-Франциско.
В комедийном балете Матильда будет танцевать с Осиэлем Гунео (Базиль) - кубинским танцовщиком, обосновавшимся в Норвежском национальном балете. Он настолько яркий актер и виртуозный танцовщик, что балетные критики дружно называют его в своих рецензиях «королем танца» и «кубинской сенсацией».