О чем говорят женщины: версия казанского ТЮЗа

Айсылу КАДЫРОВА
О чем говорят женщины: версия казанского ТЮЗа

«Мне нужен капитан дальнего плавания» - это документальный спектакль (вербатим) от девяти актрис и главного режиссера Казанского ТЮЗа Туфана Имамутдинова. В минувшее воскресенье они показали его в творческой лаборатории «Угол». В основе спектакля - реальные истории о мужчинах, которые актрисы узнали от своих знакомых женщин. Это очень откровенные истории, и все как на подбор пропагандируют идею, что мужчины - зло.

У актрис в этом спектакле нет имен. Они все по очереди выходили к микрофону и рассказывали о «своих» обидах на мужское племя. Казалось, что женщины адресовали свои монологи к зрительному залу. Однако такие доверительные в их речи глаголы, как «знаешь», «представляешь», «веришь» и «слышишь», давали понять: они играли разговор наедине с кем-то невидимым.

В постановке повторялся нехитрый технический прием: позади актрисы, читающей монолог, был установлен большой экран, на который в режиме реального времени транслировалось видеоизображение ее лица. Очень крупный план. Любопытно, что интереснее было смотреть на экран, а не на живого - неожиданно мелкого - человека.

Монологи чередовались со старинными песнями трубадуров и миннезингеров о любви к прекрасной даме. Их исполняли сами актрисы а капелла на плохом французском языке и нарочито пронзительными - как вой сирены - голосами. Нельзя сказать, что их пение ласкало слух. Порой вокализы одной актрисы наслаивались на слезливый монолог другой, и тогда первую хотелось немедленно «выключить».

Названием спектакля - «Мне нужен капитан дальнего плавания» - стала строчка из монолога актрисы Галины Юрченко. Ее героиня не раз была замужем, а теперь даже представить боится, что по ее заповедной территории, по ее любимой квартире, будет ежедневно расхаживать «толстый мужик в трусах». Да не дай бог! Толстый мужик к ней «клеится» на сайте знакомств: живет в Болгарии, клянется, что любит Россию...

Героиня Елены Калагановой с отвращением рассказывала о своем первом муже - «татарчонке» с редким именем Сирень. Брак с ним не был счастливым: во все дела вмешивалась назойливая свекровь.

Героиня Елены Ненашевой вспоминала любовника-подлеца, который мог стать отцом их общего ребенка, но так и не стал: уговорил любовницу сделать аборт, а потом решил, что им необходимо расстаться, потому что у него, видите ли, семья - законная жена, рожденные в браке дети...

Гузель Шакирзянова читала монолог измученной женщины, которой не повезло любить запойного алкоголика: это ад - жить с пьяницей.

Героиня Елены Синицыной чуть ли не проклинала всех женатых мужчин на планете Земля - за то, что в каждом из них, по ее убеждению, живет желание завести роман на стороне и в ста процентах из ста это желание счастливо реализовывается. Отчаявшаяся героиня Синицыной предлагала на законодательном уровне разрешить женатым мужчинам многочисленные любовные похождения...

Редкие фрагменты горестных по сути женских монологов вызывали у зрителей улыбку, а иногда и хохот: татарский акцент, словосочетание «мозг умер» в значении «влюбилась»... Но в целом слушать эти откровения было неловко: каждая история почему-то подтверждала, что мужчины, по крайней мере российские, в отношениях с женщинами рано или поздно показывают себя мерзавцами. Все очень плоско: женщины - герои исключительно положительные, мужчины - отрицательные.

Спектакль тюзовских актрис заставляет жалеть не только несчастных женщин, но и мужчин, на которых в течение часа щедро льются потоки отборного эмоционального дерьма. Даже странно, что поставил этот спектакль мужчина.


Фото Александра ГЕРАСИМОВА.