«Обамка», «Хохол» и «Бедный еврей»: фабрика мороженого из Татарстана снова возмутила общественность

Юлия ШАМСУТДИНОВА
«Обамка», «Хохол» и «Бедный еврей»: фабрика мороженого из Татарстана снова возмутила общественность

Появление в киосках нового мороженого «Бедный еврей» от фабрики «Славица» возмутило представителей еврейской национальной культурной автономии Набережных Челнов. Прокуратура автограда начала проверку, а пользователи соцсетей тем временем обсуждают, стоило ли евреям обижаться на слово «бедный». 

В последний день зимы в магазинах Набережных Челнов появилось новое мороженое от местного производителя - шоколадный рожок с джемом и арахисом должен был стать весенним хитом, однако вызвал скандал. Упаковка мороженого под названием «Бедный еврей», на которой изображен израильский флаг с шестиконечной звездой, до глубины души возмутила местное еврейское сообщество.

Производителем скандального лакомства оказалась местная же фабрика «Славица», пару лет назад прогремевшая на всю страну мороженым «Обамка». Тогда производители долго оправдывались в ответ на обвинения в расизме и антиамериканизме — мол, никакого политического подтекста и злого умысла в название не закладывали. Год спустя у «Славицы» появились рожки «Американец» и «Хохол» в желто-голубой упаковке. И вот теперь дело дошло до евреев.

«Мы обещали вам новинки от фабрики мороженого «Славица»? Знакомьтесь - мороженое «Бедный еврей»! Пробуя всю эту вкусноту, получается, что не такой уж он и «бедный», наш новый вкус мороженого!» - проанонсировала челнинская фабрика свой продукт в соцсети.

«Ох, и ведь попадется какой-нибудь дотошный еврей и подаст на них в суд — будут разборчивее в выборе названий», - пошутили по этому поводу интернет-пользователи - и попали в точку.
 
Председатель еврейской общины Набережных Челнов, гендиректор компании «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг заявил, что намерен встретиться с руководством компании «Славица» и настоять на прекращении выпуска мороженого.

- Мне позвонили друзья из Москвы, рассказали, что у нас в Челнах такая продукция появилась. Я им ответил, что в нашем городе есть фабрика мороженого, но она не могла такое сделать. Оказалось, действительно! Конечно, я возмущен, - поделился с корреспондентом «Вечерней Казани» Леонид Штейнберг, недовольный и оформлением упаковки мороженого, и словосочетанием «бедный еврей», которое якобы должно веселить покупателей.

Недолго думая, прокуратура Набережных Челнов начала проверку по факту производства рожка. Старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев сообщил корреспонденту «ВК», что проверка проводится на предмет законности использования названия «Бедный еврей» (оскорбительно оно или нет). Также у прокуратуры возникли вопросы к оформлению упаковки продукта, где использована государственная символика Израиля.

Директор республиканского благотворительного фонда «Хэсэд Моше» Анна Смолина, узнав от корреспондента «ВК» о появлении в продаже мороженого «Бедный еврей», первым делом поинтересовалась, сколько стоит это лакомство.

- Всего лишь 45 рублей? Получается, что только бедный еврей сможет его себе позволить? - пошутила Смолина. - Если уж производители хотели вызвать смех словосочетанием «бедный еврей», отсылая к мифу о том, что бедных евреев не бывает, поспешу их огорчить: евреи тоже люди, всякие встречаются - и бедные, и пьяницы, и какие угодно... На самом деле меня возмущает не название, а изображение флага. Я думаю, что любой государственный флаг, необязательно еврейский, не должен использоваться на упаковке продукции, это оскорбляет народ этой страны. Мое мнение: не особо умные люди решили выпускать такое мороженое и здесь, наверное, не прокуратуре нужно разбираться, а другим специалистам - в области психологии или даже психиатрии.

Руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский философски отнесся к новой продукции челнинского предприятия.

- Плохой юмор не является преступлением. Плохо пошутивший человек уже сам себя наказал, показав всему свету недалекость своего ума. Меня лично ничего не задело в этом мороженом. Кто-то воспринимает «бедного еврея» как небогатого, а я понимаю, что он бедный в значении «несчастный». Ведь съедят это мороженое и ничего от него не останется. Но вообще, конечно, когда всплывает национальный аспект, следует быть очень осторожными, - перешел на серьезный тон Толчинский. - Видимо, создатели мороженого «Бедный еврей» не посчитали нужным перед запуском продукции собрать хотя бы фокус-группу, посмотреть на реакцию людей. У евреев очень развита самоирония, мы сами сочиняем про себя анекдоты, шутим. Но когда это делается со стороны, всегда возникает мысль - а зачем?

Корреспондент «Вечерней Казани» попыталась связаться и с производителем мороженого, но на челнинской фабрике мороженого  «Славица» сообщили, что никаких комментариев по поводу своего нового хита не дают.  

На фоне скандала с «Бедным евреем» многие интернет-пользователи вспомнили, что в сети «Бахетле» уже многие годы продается и пользуется большим спросом торт с названием «Мудрый еврей». Однако разница между двумя сладкими продуктами кардинальная: на упаковке торта нет государственной символики, а изображен забавный кудрявый поваренок. Да и мудрый не бедный. Так что ничьи чувства не задеты.

Фото из соцсети и news.ngs.ru(«НГС.НОВОСТИ», Илья Калинин).