Охота пешеходам на зебру. Но вот только как ее найти?

Инна СЕРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Вчера на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения обсуждался вопрос о безопасности пешеходов. В Татарстане наезды на пешеходов составляют 42 процента от общего количества ДТП. За последние три месяца под колесами погибли 36 человек и 366 человек получили травмы, причем пять человек погибли и 124 пострадали в местах, которые считаются пешеходными переходами. Почему считаются? Да потому что оборудованных по всем нормам и правилам переходов у нас практически нет.

В Казани за переход дороги в неположенном месте к административной ответственности инспекторы ГАИ ежедневно привлекают 250 - 300 пешеходов. Все правильно, бегать через проезжую часть где попало - значит себя и других опасности подвергать. А как должно выглядеть место, по которому переходить безопасно?

Может, как на улице Гвардейской, у одноименной остановки общественного транспорта? Знаки, обозначающие границы этого как бы перехода, стоят, если использовать геодезический термин, в створе - на одной прямой. То есть ширина перехода - ноль метров ноль сантиметров. Факт, достойный черного юмора: на таком переходе может поместиться только абсолютно плоский пешеход, которого каток переехал.

А может, переход должен выглядеть так, как переходы на улице Технической, где расстояние между знаками, обозначающими границы воображаемой зебры (на асфальте-то ее днем с огнем не сыщешь), колеблется от 25 до 35 метров? Или как на перекрестке улиц Московской и Парижской Коммуны, где на углу торчит один-единственный знак, и как хочешь, так его и понимай: то ли в других направлениях переходить улицу нельзя, то ли во всех можно, даже по диагонали?

По данным республиканской ГИБДД, в Казани на сегодняшний день отсутствуют знаки и дорожная разметка на 31 переходе, не в полном объеме установлены знаки на 20 переходах, ширина еще 10 переходов ни в какие нормативы не укладывается, а оборудованных по всем правилам вообще нет! А переходов у нас в городе 650.

В городской ГАИ есть специальная служба, которая должна контролировать состояние переходов и добиваться, чтобы ответственные за их содержание лица оснащали их по всем нормам. Эта служба дорожным надзором называется.

 Корреспондент "ВК" запросила справку о результатах деятельности этой службы за время операции "Охота на зебру" (не подумайте плохого, в ходе операции доблестные инспекторы не выискивали плохо оборудованные зебры, а штрафовали водителей, которые не пропускали пешеходов на переходах). Так вот, проверив 479 из 650 переходов, сотрудники ГАИ выявили недостатки на 296, а протоколов и предписаний за недостатки выписали всего на 47 должностных и юридических лиц.

В этой справке есть еще две интересные строчки: "Количество обращений граждан о неудовлетворительных условиях для движения пешеходов - 90, из них подтвердившихся - 37". То есть, по мнению сотрудников городской ГАИ, две трети жалобщиков зря претензии предъявляют! Пример анализа претензии корреспондент "ВК" получила вчера, можно сказать, не отходя от перехода, пользоваться которым три последних дня было крайне опасно - у Молодежного центра. На вопрос, почему на перекрестке, где в конце прошлой недели вырубился светофор, не поставили хотя бы регулировщика, сотрудница пресс-службы ответила: "Жалоб в дежурную часть не поступало, а наши сотрудники, которые каждое утро ездят там на работу, ничего страшного там не заметили".

Лесковский Левша очень хотел донести до российской власти информацию о том, что в Англии ружья кирпичом не чистят. Сегодня он еще и о переходах английских наверняка бы упомянул. На них шесть "степеней защиты" для пешехода предусмотрено. Границы обозначены столбами, покрашенными в черно-белую зебру и увенчанными желтыми фонарями, которые отлично видно даже в тумане. На асфальт нанесена не только нестираемая зебра, но и такая же нестираемая благодаря отличному качеству краски линия остановки автомобилей. И нанесена она не за 15 метров до края зебры, как в Казани малозаметные знаки "стоп" ставят, а всего за метр. Зато на подъезде к ней на асфальте нарисован зигзаг, по которому о стоп-линии водитель может догадаться раньше, чем докатиться до штрафа за ее пересечение. Зигзаг означает, что остановка в этом месте запрещена, чтобы автомобили не заслоняли пешеходов. (У нас она также запрещена, но чисто теоретически: в правилах говорится, "не ближе пяти метров от перехода", а откуда пять метров отсчитывать, водитель решает сам.) И автобусная остановка в английских городах располагается всегда за пешеходным переходом, а не перед ним и не на нем, как практикуется в Казани.

Безусловно, на то, чтобы оборудовать пешеходные переходы как в Англии, нужны деньги. А вчера на комиссии по БДД прозвучало: "В местных бюджетах муниципальных образований статьи расходов на мероприятия по обеспечению БДД формируются по остаточному принципу". И пока принципы остаются неизменными, а знаки перехода экономно втыкают на перекрестках из расчета один на четыре направления, какой смысл говорить о безопасности пешеходов?


На улице Пушкина общественный транспорт останавливается на переходе, а переходят дорогу люди там, где обозначена остановка


На «Гвардейской» знаки перехода стоят в створе, к тому же там, где водителям пешеходов не видно из-за автобусов на остановке

В этом месте на Кольце официально переход давно запрещен, но люди ходят тут по привычке - ограждения-то нет...

 В этом месте на Кольце официально переход давно запрещен, но люди ходят тут по привычке - ограждения-то нет...

На перекреске Горького и Толстого для пешеходов есть отдельный светофор. А больше никакого предусмотренного стандартами оборудования нет

На перекреске Горького и Толстого для пешеходов есть отдельный светофор. А больше никакого предусмотренного стандартами оборудования нет

Есть у перехода перед Регистрационной палатой обозначенное начало. Чтобы увидеть знак, обозначающий вторую границу перехода, надо очень хорошее зрение иметь

 Есть у перехода перед Регистрационной палатой обозначенное начало. Чтобы увидеть знак, обозначающий вторую границу перехода, надо очень хорошее зрение иметь

Есть ли в этом месте переход, зимой даже гаишник не разберется. Знак-то есть, а ходить негде

 Есть ли в этом месте переход, зимой даже гаишник не разберется. Знак-то есть, а ходить негде

Не иначе, как доведенный до отчаяния пешеход откорретировал этот знак в надежде на милосердие автомобилистов по отношению к тем, кто ежедневно рискует, переходя дорогу

Не иначе, как доведенный до отчаяния пешеход откорретировал этот знак в надежде на милосердие автомобилистов по отношению к тем, кто ежедневно рискует, переходя дорогу