Опасный перегруз казанского теплохода: капитан пожалел дачников или погнался за рублем?

Элеонора РЫЛОВА
Опасный перегруз казанского теплохода: капитан пожалел дачников или погнался за рублем?

Под домашний арест отправил сегодня суд 56-летнего сменного капитана теплохода «Москва-130» Юрия Миронова, который  вез 114 «лишних» дачников из Ташевки в Казань.  По версии следствия, которое требовало заключить капитана под стражу, Миронов подверг жизнь пассажиров опасности, рискуя утопить перегруженный теплоход. Сам капитан своей вины не признает.    

КАК СЕЛЕДКИ В БОЧКЕ

История «с перегрузом» рейсового теплохода развилась с такой стремительностью, к какой мы в действиях правоохранительных органов не привыкли. В минувшее  воскресенье  теплоход, совершая последний в этот  день рейс,  принял на борт пассажиров в Ташевке и взял курс на Казань. И прямо с борта пассажиры сигнализировали в полицию, что плывут в такой тесноте и духоте, как в переполненном автобусе. Не успел теплоход пришвартоваться в речном порту, как на его палубу поднялись проверяющие. Они-то и зафиксировали перегруз более чем на 100 пассажиров (максимальная вместимость «Москвы» - 300 человек) и как следствие  - нехватку  спасательных средств: на борту оказалось 345 спасательных жилетов, восемь спасательных кругов и плот, рассчитанный на 25 человек. При этом в воскресенье  дул сильный ветер и была высокая волна. 

Видимо, памятуя о трагедии «Булгарии»,  правоохранительные органы решили создать грозный прецедент в начале  навигации-2017.  Капитан Юрий Миронов был тут же задержан,  во вторник ему предъявили обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, совершенном группой лиц, а сегодня Московский райсуд избрал для него меру  пресечения. В свою очередь руководство судоходной компании «Татфлот»  до окончания расследования  отстранило его от занимаемой должности.
                
КАМЕРЫ НЕ ОБМАНЕШЬ

И.о. руководителя казанского следственного отдела  Приволжского СУ на транспорте СК РФ Николай Гончаров  пояснил корреспонденту «Вечерней Казани» причины рекордной  скорости, с какой расследуется это происшествие:

- Решение об аресте Миронова было принято незамедлительно, поскольку остальные участники преступления еще не установлены. Это либо экипаж судна, либо кассиры, либо руководство судоходной компании.  Следствие выясняет, по чьей инициативе  люди были взяты на борт,  кто и какую из этого извлек выгоду  и по чьей вине  допущено нарушение правил безопасности пассажиров. Сам капитан свою вину не признает, отрицает очевидные факты.  Хотя на камерах видеонаблюдения зафиксировано все - от прихода судна в речной порт  до высадки последнего пассажира. По этой записи их можно легко пересчитать. Пассажиров было 414, не считая членов экипажа.  Сам Миронов поясняет, что никто входящих не считал и якобы он это делать не должен, хотя на самом деле это прямая обязанность капитана судна.

Исходя из этого, неудивительно, что следствие требовало  заключить Миронова под стражу. Однако судья решил ограничиться  домашним арестом до 22 июля.  


- Решением суда мы довольны,  - сообщил корреспонденту «ВК» адвокат обвиняемого Андрей Кропотов.  - Не дело держать человека в тюрьме, пока следствие разберется, кто виноват и как так получилось. Мы  категорически не согласны с обвинением в том, что капитан был «в сговоре с группой лиц» и  что они продавали билеты для извлечения прибыли. Капитан никого не обилечивал, он находился в рубке и следил за посадкой. Корабль в этот момент мотает на волнах, не дай бог, трап может упасть, и люди окажутся в воде. Экипаж не может знать точно, сколько человек прошли на борт, потому что никакой  централизованной продажи билетов не существует, а у самих билетов нет никаких степеней защиты, по сути, проходи кто хочешь. И систему организации прохода на судно устанавливает не капитан, а  руководство Татфлота.

Позиция защиты — следствие должно спокойно разобраться, что по инструкции должен делать главный человек на судне, что он не сделал, и исходя из этого определять степень вины  Миронова. 

ДЕЛО — В СИСТЕМЕ

Как выяснила «Вечерняя Казань», Юрий Миронов - опытный профессионал, в компании «Татфлот» работает с 1982 года, капитаном -  с 1984-го. Коллеги характеризуют его положительно.

- Я с ним работал на одном судне. И если говорить о наживе, то это точно не про него, - уверен председатель профкома СК «Татфлот» Владимир Ермаков. - Я думаю, он просто пожалел людей на пристани, это ведь был последний в тот день рейс. На самом деле «Москва-130» может перевозить до 450 человек, но в регистрационных документах  прописали лимит с «запасом» - до 300 человек.

Помнит Юрия Миронова и экс-директор Татфлота Рашид Сафин. «При мне замечаний к нему не было», - отметил он в беседе с  корреспондентом «ВК». При этом Сафин признает, что у экипажа могло возникнуть желание подзаработать: «Зарплаты в компании мизерные, капитан получает 15 - 20 тысяч рублей, поэтому всегда есть искушение взять на борт людей без билетов, отсюда и перегруз». 

Но основная проблема, по мнению экс-главы Татфлота Рашида Сафина, в несостоятельности системы пассажирских перевозок. После крушения «Булгарии» требования к судам ужесточили,  а  татфлотовский «аквапарк» находится в плачевном состоянии: все суда старые,  а новых не закупают. В ту же дачную Ташевку организовано всего по  три рейса с четверга по воскресенье, в остальные дни - и вовсе один.

- Насколько я знаю, сейчас у Татфлота всего четыре-пять  теплоходов, два-три  метеора и несколько «омиков», которые можно эксплуатировать, а основная масса судов стоит на приколе, - говорит Сафин. - Я вообще противник того, чтобы водный транспорт был в руках частных владельцев (СК «Татфлот» аффилирована с ПСО «Казань». - «ВК»). - Частники не заинтересованы  в развитии пассажирских перевозок, поскольку они убыточны и могут существовать только за счет дотаций из бюджета.

Кстати, теплоход «Москва-130», фигурирующий в уголовном  деле, был спущен на воду в 1982 году.