Опера в онлайн-режиме 130 лет тому назад

Инна СЕРОВА
Фото с www.genealogy-kzn.ru

Можете себе представить, что слушать музыку по телефону в онлайн-режиме в Казани начали 130 лет назад? 11 января 1882 года в трубках телефонов, специально установленных по этому случаю в Волжско-Камских номерах на улице Воскресенской, зазвучала музыка, исполнявшаяся в это время в театре...

- Трансляции организовало Казанское отделение Императорского русского технического общества с целью популяризации дорогого технического новшества - телефона, - говорит историк-краевед Ильдар Алиев. - Телефон в Казань пришел чуть раньше, но распространение этот вид связи получил как раз после телефонных сеансов, где горожане получили представления о его возможностях.

Первый телефон появился в Казани в 1879 году стараниями  преподавателя физики Михаила Дмитриевского. Поклонник и пропагандист изобретения американца Белла, Дмитриевский сам помогал казанцам, решившим его установить. Тогда же энтузиасты технического прогресса объединились в Товарищество инженеров, контора которого разместилась в существующем до сих пор доме №27 на Воскресенской улице - доме Мартинсона. А в 1880 году в Казани начало действовать отделение Императорского русского технического общества, и члены товарищества туда вошли. Телефон был дорогим увлечением: дорого стоили и сам аппарат, и работы по установке столбов с проводами. Это было по карману немногим богачам. Но виноторговец Бочкарев, например, одним из первых соединил 800-метровыми телефонными линиями свои конторы с винными складами и не пожалел о потраченных 250 рублях: удобство того стоило. Провел телефон и содержатель ссудной кассы купец Печенкин, учреждение которого находилось как раз в доме Мартинсона. Он соединил кассу с конторой на Большой Проломной. Обзавелись телефоном и в юнкерском училище в Кремле. 

В 1881 году Дмитриевский по поручению Казанского отделения Императорского русского технического общества побывал в Париже на электрической выставке, где демонстрировались новейшие телефонные аппараты. Вернувшись, предложил устроить в Казани временные телефонные станции, чтобы ближе познакомить горожан с телефоном. Знакомить было решено посредством искусства.

 Дмитриевский при содействии антрепренера городского театра,  почетного члена Казанского общества любителей сценического искусства Василия Мартинсона установил в Волжско-Камских номерах восемь телефонных кабин. По предложению Дмитриевского состоятельные горожане Соломин, Мартинсон и Бочкарев выписали самые современные телефоны Адера. Материалы для устройства телефонных линий техническому обществу предоставило телеграфное ведомство. Прокладкой линий от дома Мартинсона к театру с энтузиазмом занялись главный механик ведомства Богдановский и старший механик Омпер. А вот горожане к новшеству отнеслись неоднозначно. Например, один домовладелец испугался, что протянутые по его крыше провода будут создавать шум и будить по ночам жильцов...

10 января 1882 года в казанской газете "Волжско-Камское слово" появилось сообщение, что в понедельник, 11 января, в 7 часов вечера состоится открытие телефонных сеансов. В театре шла оперетта "Креолка". Ильдар Алиев нашел газету "Волжско-Камское слово" с репортажем о сеансах. В нем были описаны отчетливые звуки музыки, которые раздавались в двух трубках, их слушатели в кабинках прикладывали к обоим ушам одновременно, и телефонный разговор, состоявшийся между одним из членов технического общества и служителем театра, находившимся около сцены...

В день начала телефонных сеансов плата за пять минут прослушивания музыки была довольно высокой - 1 рубль, но вскоре сеансы подешевели - до 50 копеек, когда в театре давали оперетту, и 30 копеек в дни драматических спектаклей. По предложению и на средства Мартинсона была оборудована еще одна кабина, из которой желающие могли за плату поговорить по телефону со знакомыми, смотревшими спектакль в это время в театре. Сеансы продолжались до 7 февраля, и за это время, говорит Ильдар Алиев, повреждений на линии не было...

Телефонные сеансы в Казани посетили 1320 человек.  1216 - за плату, а остальные - почетные лица города, члены технического общества и их семей, те, кто помогал техническому обществу организовать сеансы, - бесплатно. Кабину для телефонных переговоров посетило 230 человек.

Предприятие оказалось выгодным: на организацию сеансов техническое общество потратило 392 рубля 28 копеек, а заработало 461 рубль 25 копеек, получив  68 рублей 97 копеек чистого дохода. Ну а первая городская телефонная станция заработала в Казани лишь спустя семь лет, в 1888-м.