Операция «Ту»: ради перевозки легендарного самолета в Казани снимут троллейбусные провода

Татьяна ЯНЬКОВА
Операция «Ту»: ради перевозки легендарного самолета в Казани снимут троллейбусные провода

Недаром говорят - обещанного три года ждут: на этой неделе из Авиастроительного района в Ново-Савиновский начали перевозить по частям самолет Ту-144, переезд которого от 6-го здания КНИТУ-КАИ на улице Дементьева ко второму зданию на улице Четаева руководство вуза анонсировало еще в 2013 году. Как выяснила «Вечерняя Казань», основную часть самолета будут перевозить глубокой ночью, предварительно демонтировав троллейбусные провода. 

Сверхзвуковой пассажирский Ту-144 в 1985 году прилетел в столицу Татарстана с базы в подмосковном Жуковском, где его списали и готовили к утилизации. В Казань отлетавший свое экспонат пригнали, чтобы сделать из него учебное пособие для студентов КАИ. Правда, сначала воздушное судно почти полгода «прозябало» на аэродроме 22-го завода, поскольку передвинуть куда бы то ни было махину весом почти 100 тонн казалось невозможным. Но в один прекрасный августовский день, к удивлению случайных прохожих, самолет при помощи тягача выехал из заводских ворот и медленно двинулся в сторону здания авиаинститута на улице Дементьева, где под его размещение переоборудовали баскетбольную площадку. Чтобы с наименьшими потерями доставить огромную машину до места последней, как тогда казалось, стоянки, с самолета сняли крылья, а на улице демонтировали заборы и провода. С тех пор Ту-144, окруженный зданиями и высоким забором, стоял в вузовском дворе, словно большая птица, которую поймали в тесные силки. Стоял под снегом, дождем и палящим солнцем, с каждым годом теряя внешнюю привлекательность. 

А в 2013 году сенсационной стала новость о возможном перемещении самолета с Дементьева на Четаева, где для КНИТУ-КАИ построили целый городок знаний, приурочив переезд техники к 125-летию авиаконструктора Андрея Туполева, имя которого носит вуз. А внутри салона было решено устроить музей достижений аэрокосмической техники. Тут же появилась масса возражений: если 30 лет назад вся Казань стояла на ушах, когда по городу везли «тушку», хотя тогда расстояние было всего ничего, то как сейчас перебросить самолет в другую часть города?! Ведь третья столица ныне застроена «под завязочку», ее заполонили автомобили, кругом пробки... Потом шум поутих, а ровно через год тема перемещения Ту-144 из Авиастроительного района в Ново-Савиновский снова стала актуальной: как выяснилось, все это время казанский Гипронииавиапром готовил план «великого переселения», а заинтересованные стороны собирали деньги - для выполнения этой архисложной работы требовались неисчислимые миллионы рублей. Но самолет тогда так и не тронулся со своего места...

Когда в августе нынешнего года авиатема вновь зазвучала, казанцы отреагировали уже спокойно: опять обойдется одними разговорами... Но на этот раз все оказалось очень серьезно: во-первых, на сайте госзакупок появился заказ на «выполнение работ по строительству фундамента для установки самолета Ту-144 на ул. Четаева, 18». Стоимость заказа составила почти 4 млн рублей. Потом появился сам фундамент, а рабочие, которые занимались его возведением, сообщили корреспонденту «Вечерней Казани»: час икс близок, скоро здесь встанет самолет.

Однако в самом техническом университете подробности операции и дату ее начала хранили в строжайшем секрете, и лишь когда на место новой дислокации был привезен нос лайнера, а случилось это в минувшую среду, согласились приоткрыть завесу тайны.

- Сейчас перевезли носовую часть как самую легкую, а в начале следующей недели перевезем все, кроме фюзеляжа: хвостовую часть, два полукрыла и шасси, - рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов. - А потом будем думать, что делать дальше, потому что даже при отделении всех частей конструкция будет весить 63 тонны. Плюс платформа для перевозки - 20 - 25 тонн.

Предполагается, что перевозить махину будут ночью, когда дороги практически свободны от транспорта. Но перевозчиков все равно ожидает немало препятствий на многотрудном пути. Вот лишь одно: на улице Миля, по которой повезут самолет, есть место, где на шестиметровой высоте над проезжей частью проложен электрический кабель. Фюзеляж, стоящий на платформе, пройти под ним из-за своих габаритов не сможет. Поэтому нужно найти стотонный кран, который поднимет часть лайнера над платформой, перенесет через кабель и поставит обратно. Другая проблема - договориться с Метроэлектротрансом о временном демонтаже троллейбусных проводов... 

- Но мы должны преодолеть эти трудности, если городу нужен авиационный музей. А я думаю, что нужен, и в дальнейшем мы видим его как центр экскурсионного посещения, - говорит Михайлов.

Маршрут перевозки фюзеляжа, по словам проректора КНИТУ-КАИ, будет таким: платформа проедет по улице Миля, затем по мосту через авторынок съедет на улицу Адоратского, выедет на Чистопольскую, преодолеет по путепроводу проспект Амирхана и подъедет к зданию КНИТУ.

Когда Ту-144 покинет улицу Дементьева, где он простоял более 30 лет, там останутся четыре его двигателя. Решать их дальнейшую судьбу будут позже, но уже известно, что один заберет вузовская кафедра, а второй установят под крылом перевезенной на новое место «тушки» в качестве дополнительного экспоната.