Пассажиров убыло, водителей прибыло: казанские таксисты затягивают пояса из-за вирусного кризиса

Дарья СУББОТИНА
Пассажиров убыло, водителей прибыло: казанские таксисты затягивают пояса из-за вирусного кризиса

Карманы казанских таксистов резко опустели после того, как наш город перестали посещать туристы, а сами казанцы стараются меньше выходить из дома. Чтобы хоть как-то заманить пассажиров, агрегаторы отменили зоны с повышенным коэффициентом и бонусы для водителей, что опять же ударило по карману таксистов. При этом конкуренция на рынке возросла - за баранку сейчас сели студенты, которых перевели на дистанционку, и «удаленные» работники. 

«Нет спроса, нет заказов! Народ мало передвигается, Квартал очень сильно пострадал, совсем тут тихо»;

«45 минут без заказа, на Зорге/Фучика. Обычно не больше 5 минут здесь стоял»;

«Весь вечер пустой, даже в Салмачи уже съездил, +60 рублей…» - плачутся казанские таксисты в своей группе в соцсети.

- С начала прошлой недели заработок резко упал больше чем наполовину, процентов на 70, наверное, - призналась корреспонденту «ВК» Татьяна Скурко, которая работает в такси 15 лет. - Приходится сейчас работать не до восьми вечера, а до десяти и на двух агрегаторов - «Яндекс» и «Татарстан», но все равно не выходит сумма, которая была до карантина. За последнюю неделю в день у меня в среднем получается 1200 - 1300 рублей после вычета комиссии. Из этих денег еще и минус бензин.

По словам Татьяны, агрегатор «Яндекс.Такси» сейчас активно рассылает водителям рекомендации в связи с коронавирусом, которые всплывают в приложении каждые два-три часа: обрабатывать салон дезинфицирующими средствами, проветривать, не выходить на работу с признаками ОРВИ, чаще мыть руки.

- При этом агрегатор нас, конечно же, ничем не обеспечивает - ни масками, ни антисептиками. Я перед тем, как утром выйти на смену, ноздри смазываю тетрациклиновой мазью, она микробы задерживает. Я по образованию ветеринар, немного знаю про вирусы. Ну и машину часто проветриваю, - говорит Скурко.

- Если по выходным мы катали в основном туристов, то сейчас их в Казани нет вообще. Не ездят на учебу студенты и школьники, простои между заказами по 20, а то и по 30 минут, - посетовала победительница конкурса «Лучший водитель такси России» Луиза Бадреева. - Зато водителей такси, наоборот, стало больше: студенты освободились, те, которые раньше подрабатывали в такси, стали выходить на большее количество часов. Люди, у которых возникли проблемы с работой, тоже пошли в такси.

Вдобавок к падению числа заявок и возросшей конкуренции «Яндекс.Такси» с начала этой недели отменил бонусы и повышающие коэффициенты для водителей. 

- Раньше в утренние и вечерние часы пик водитель получал с любого заказа, например на Горки, гарантированные 200 рублей. Даже если пассажиру поездка обошлась в 70 рублей, 130 рублей агрегатор доплачивал из своего кармана. И получалось, что я за пять заказов получала 1000 рублей «грязными». Сегодня, чтобы получить эту сумму, надо сделать 11 заказов, - объяснила Луиза.

По словам Бадреевой, для профилактики коронавируса у нее есть  маски и антисептик, которым она два-три раза обрабатывает дверные ручки, кроме того, она старается соблюдать дистанцию с клиентами:

- Вот сегодня один клиент сел рядом со мной, на переднее сиденье, сам в маске и покашливает. Я вежливо попросила его пересесть назад. Также у меня всегда в машине приоткрыто окно, независимо от коронавируса, зимой и летом.

Другой казанский водитель такси, Андрей Романов, считает, что в нынешней кризисной ситуации на плаву смогут остаться только те таксисты, которые ездят на своих, а не арендованных машинах и только на газовом топливе.

- На бензине кататься целыми днями бессмысленно: с заработка в 1000 рублей, если вычесть комиссию, топливо и траты на обед, останется рублей 300. У меня машина на газу, и то тяжко. Взять вчерашний вечер: в пиковое время с 17.00 до 19.00 у меня было три коротких заказа всего. Ладно пока еще «Яндекс» оставил гарантированный доход: выполняешь 20 заявок - получаешь «грязными» 3000 рублей. Но сейчас, чтобы их получить, мне нужно работать не 8 часов, а 11. Отсюда и аварии бесконечные. Я, когда вижу аварию с такси, сразу понимаю, что пацан-бедолага уснул за рулем.

По мнению Романова, ситуацию бы спасло, если бы агрегатор взялся отсеивать приезжих таксистов, которых развелось в Казани слишком много:

- К нам приезжают на заработки из Чувашии, Марий Эл, Самары, Тольятти... Но агрегатору же все равно, кто за рулем, ему лишь бы деньги капали. Так же и с этим коронавирусом. Могли бы ведь сказать, к примеру: вы покупайте антисептики, а мы будем с вас брать комиссию не 22 процента, а 20. Но ведь нет, главное - в СМИ и соцсетях отчитались, как они заботятся о водителях и пассажирах. Я вообще всегда после каждого пассажира открываю окна, проветриваю. Кто-то с резкими духами сел, другой - с перегаром диким, а следующий пассажир потом подумает, что это от меня пахнет.

Отметим, что «противовирусные» меры принял не только «Яндекс.Такси», но и его конкурент - «Ситимобил».

«В ближайшее время «Ситимобил» планирует закупить антисептические средства для водителей, подключенных к сервису. Также компания просит партнеров в Казани помочь с обеспечением их водителей санитайзерами, одноразовыми салфетками и медицинскими масками. В дальнейшем «Ситимобил» предложит казанским водителям услугу специальной дезинфекции автомобилей от инфекционных заболеваний, передаваемых воздушно-капельным путем», - заявили в компании.

Но, по словам таксиста «Ситимобила» Рафаэля Кутуева, пока водителям никаких антисептиков не выдали.

- Вся профилактика заключалась в том, что нам один раз прислали письмо с рекомендациями, и все. Агрегаторам плевать на водителей, им главное, чтобы они доход приносили, - устало вздохнул таксист. - А зарабатывать с каждым днем все труднее. Я на своей машине, мне попроще, если уж чувствую, что устал, не буду гоняться за заказами, лучше поеду домой. А у тех, кто на аренде, выбора нет.