«Педагоги просто разбегутся»: жители Татарстана - об увольнении директоров школ за плохие результаты ЕГЭ

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Педагоги просто разбегутся»: жители Татарстана - об увольнении директоров школ за плохие результаты ЕГЭ

Новость о том, что власти Набережных Челнов не продлили контракты с директорами школ, показавших низкие результаты на ЕГЭ, взбудоражила вчера общественность. «Задача руководителей школ - обеспечивать качество знаний. И тут разные отговорки типа «только разбежался, а тут и земля закончилась», не принимаются», - процитировали СМИ, в том числе и федеральные, бескомпромиссное высказывание мэра автограда Наиля Магдеева на утреннем совещании. Правда, уже вчерашним вечером чиновники челнинского исполкома заявили, что мэра поняли неправильно и директоров уволили не за «двойки» на ЕГЭ, а за низкие показатели работы в целом. Но слово, как известно, не воробей…

«Вечерняя Казань» поинтересовалась у жителей Татарстана: «За плохие результаты учеников на ЕГЭ нужно спрашивать с директора школы?»
 
Диляра КАРИМОВА, директор казанской школы № 146 с углубленным изучением отдельных предметов:

-  Конечно, со школы надо спрашивать. Но нужно, я считаю, смотреть на каждую школу индивидуально. Сейчас принято очень важное решение: анализировать работу школы в динамике, сравнивать ее не с другими образовательными учреждениями, а с ее  собственными показателями из года в год. Надо посмотреть, какие проблемы у школы, поработать с кадрами, подучить директоров - увольнять всегда легко. Кроме того, надо учитывать, что некоторые школы работают в социально неблагополучных микрорайонах (по данным Минобрнауки РТ, в социально сложных условиях, с детьми из групп риска в республике работает 71 школа, на их поддержку из федерального и республиканского бюджетов в прошлом учебном году было выделено 24 млн рублей. - «ВК»). Если такая школа сумела социализировать трудных подростков, довести их до аттестата, сделать людьми  - это уже большая победа.

Раушан ВАЛИУЛЛИН, учитель истории челнинской школы № 24, глава республиканской организации межрегионального профсоюза «Альянс учителей»:

- ЕГЭ сдают не директора школ, а ученики, с таким решением властей я не согласен. Получится так: чиновники спрашивают с директоров, а те, в свою очередь, с учителей, в итоге педагоги из школы просто разбегутся… Основную ответственность за провал или успех на госэкзаменах несет сам школьник и его родители. В той семье, где родители держат контакт с учителями, где дома спрашивают с ребенка все годы учебы, там и со знаниями, и  отметками все порядке. А если родителям нет дела до собственного ребенка, много ли может школа?

Екатерина МАТВЕЕВА, создатель интернет-сообщества «Поборы в школах и детсадах»:

- Это в корне неверная тактика - увольнять директоров за плохие результаты учеников. Перед угрозой увольнения директора начнут еще больше прессовать отстающих учеников, выживать их из школы после 9-го класса,  лишь бы не портили школе показатели ЕГЭ. Нам родители жалуются, что теперь даже в 5-й класс трудно попасть в своей же школе! Говорят, «уходите по-хорошему». Это касается набора в профильные и кадетские классы. Если начать карать директоров, что же дальше в школах будет? Сплошные конкурсы и рейтинги детей? А знаний у школьников как не было, так и не будет. Меня поражает, что чиновники в погоне за показателями забывают о гарантированном государством праве на основное общее образование.

Ольга ГАЙДАШ, директор агентства по подбору домашнего персонала «Мама Чолли»:

- С одной стороны, директор обязан обеспечить школу хорошими учителями, которые способны дать детям крепкие знания. Тут с директоров нужно спрашивать. С другой стороны, есть школы элитные, где учатся дети  из обеспеченных семей, которые могут нанять ребенку репетиторов, гувернанток, отправить на лето в языковой или математический лагерь, и есть обычные, где учатся дети из небогатых или неблагополучных семей. Как бывший школьный учитель я знаю, как сложно работать с неблагополучными родителями. Они не ходят на собрания, не проверяют, чем занимается их ребенок.  У некоторых позиция такая: «Вы - школа, вы и учите». Поэтому вешать всю ответственность за учеников только на директоров не совсем справедливо.

Александр ТИТОВ, инспектор Общественного комитета по контролю за делами коррупционной направленности и реализации программ президента РФ по Камско-Устьинскому району РТ:

- Низкие баллы на ЕГЭ - это проблема всей системы образования. На мой взгляд, оно некачественное, заточенное на госэкзамены. Поэтому знания у школьников  неглубокие, какие-то оторванные от реальной жизни. Сужу по детям. После девятого класса они не знают тех вещей, которые я в их возрасте знал, будучи учеником советской школы.
 

***
В свою очередь в управлении образования Казани нас заверили, что увольнять руководителей школ за плохие результаты выпускников на госэкзаменах не собираются.

«Низкие баллы на ЕГЭ не являются основанием для отказа в продлении трудовых договоров с директорами школ», - говорится в ответе пресс-службы казанской мэрии на вопрос «ВК».