Перевозчики вправе требовать компенсаций за проезд льготников

Валентина ПАХОМОВА
Перевозчики вправе требовать компенсаций за проезд льготников

Во вторник Конституционный суд РТ провозгласил постановление по делу о проверке конституционности приложения к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета, утвержденному постановлением Кабмина РТ №161 от 7 апреля 2005 года (в редакции от 30 декабря 2010 года).

Напомним, о нарушении конституционных прав и свобод в связи с перевозкой пассажиров в общественном транспорте по единым месячным социальным проездным билетам заявили некоммерческие партнерства "Ассоциация перевозчиков Закамья" и "Союз автотранспортных перевозчиков". Их жалоба о том, что компенсация расходов из республиканского бюджета не покрывает убытки автотранспортных предприятий, рассматривалась в суде 23 марта. Некоммерческие партнерства, среди членов которых не только автотранспортные предприятия, но и индивидуальные предприниматели, были не согласны с расчетами размера компенсаций.

Дело в том, что перевозчикам за счет бюджетных средств компенсируются расходы лишь на 50 поездок в месяц по единому месячному социальному проездному или единому месячному детскому социальному проездному. Однако льготники ездят гораздо чаще, только вот изготовленные на бумажном носителе социальные билеты не позволяют установить реальное количество поездок. И в результате часть расходов на перевозку льготников возлагается на транспортные предприятия.

В своем заявлении в суде некоммерческие партнерства просили признать отдельные положения кабминовского документа не соответствующими Конституции РТ. Но Конституционный суд признал оспариваемые перевозчиками правовые положения соответствующими Конституции РТ. Однако при этом суд отметил, что оспариваемые положения не препятствуют совершенствованию правового механизма компенсаций транспортным организациям расходов в полном объеме в связи с перевозками граждан по социальным проездным билетам.

Введение автоматизированных систем оказания транспортных услуг и оплаты проезда в РТ не только отвечало бы общеправовому принципу справедливости, но и явилось бы, как считает суд, дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан, а также перевозчиков. Кстати, заниматься вопросом введения автоматизированных систем, подобных тем, что созданы в Казани, должны городские власти. А транспортные предприятия и индивидуальные частные предприниматели вправе требовать у городских властей компенсации всех расходов на перевозку льготников.