Первый татарский космонавт и ишаки с чак-чаком: почему казанского художника не признают на родине

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Первый татарский космонавт и ишаки с чак-чаком: почему казанского художника не признают на родине

Редкое по нынешним временам количество посетителей, около 500, собралось в пятницу на открытие выставки казанского художника-наивиста Альфрида Шаймарданова, не получившего в Татарстане званий и регалий, но широко известного в России и за рубежом.

Название экспозиции «Наше все…», которая будет демонстрироваться в кремлевской галерее «Хазинэ» до 19 февраля, дал одноименный триптих, на котором в своеобразной авторской манере Шаймарданова изображены признанные национальным достоянием России поэты Пушкин, Есенин и Маяковский. Казалось бы, констатация факта, и в то же время - легкая ирония по поводу духовных скреп общества и навязших штампов.

Шутка прочитывается и в работе «Первому татарскому космонавту посвящается». На этом полотне изображен человек в скафандре и на белом коне посреди кратеров, за его спиной видна ракета, сильно напоминающая башню Сююмбике, в руках у космического всадника - флаг Татарстана, а внизу картины - популярный у татарстанского истеблишмента слоган «Без булдырабыз» («Мы можем»).

К философско-юмористической серии можно отнести и картины «Легендарным ослам посвящается» (ослы пасутся на склонах Казанского кремля), «Пир» (гигантский медведь, пожирающий рыбу в красной от крови реке) и «Караван. Сарай» (нагруженные чак-чаком ишаки и верблюды вышагивают по площади перед казанским Дворцом земледельцев).  

Творческий язык Шаймарданова настолько ярок и сочен, что его картины кажутся стоп-кадрами из фантастического кино или мультфильма. Эти живописные метафоры превращаются в увлекательные ребусы. По признанию художника, он давно перестал делать подсказки зрителям, но для корреспондента «Вечерней Казани» сделал исключение. Объектом авторской расшифровки стала новая картина «Привычка жениться. Свадьба Галы и Сальвадора Дали в Казани» (2018), с которой начинается экспозиция.

- Это не фарс, не пересмешка, - пояснил Альфрид Шаймарданов. – Я интерпретировал реальные факты. Всем известно, что Гала - родом из Казани. В мемуарах сказано, что она ему все уши прожужжала о городе своего детства и Сальвадор мечтал приехать в наш город. За годы путешествий у супругов сложилась традиция совершать обряд бракосочетания по ритуалу каждой страны, которую они посещали. Вот я и представил, как это могло выглядеть. Такая несбывшаяся реальность.

Увы, в Казани известный наивист выставляется нечасто - его последняя перед нынешней персональная выставка прошла в 2011 году. Куда благосклоннее к художнику относятся в других российских регионах. За семь лет «казанского молчания» у Шаймарданова прошло более десяти выставок - в Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Уфе... Не устоял перед талантом казанца и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который приобрел несколько работ Шаймарданова и разместил в экспозиции только что открытого музея наивного искусства на Урале.

А в ноябре 2017-го казанского художника нежданно-негаданно пропиарил главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который разместил в своем «Инстаграме» картину Шаймарданова «Кот манул», сообщив своим подписчикам: «Эта картина сделала мой день». Альфрид удивился, ведь они не знакомы со столичным селебрити, и послал ему в благодарность мини-копию «Манула». И снова – восторги в Сети и тысячи «лайков».

Понять, почему талант казанского наивиста в большей степени востребован за пределами Татарстана, в общем-то нетрудно, глядя  на юмористические картины на местную тематику.

- Наивное искусство понимают открытые сердцем люди, а чиновники – это другая категория. Никогда не видел их на своих выставках, - констатирует Шаймарданов. - Но в сравнении с основоположниками жанра Анри Руссо и Пиросмани мой жизненный вариант оказался все же куда более комфортным. Вот Пиросмани действительно трудно жилось и творилось. И еще я понял простую вещь: чтобы тебя одобрили или признали на родине, надо уезжать и добиваться успеха за пределами Татарстана. А потом уже возвращаться сюда Софиями Губайдулиными и Рудольфами Нуриевыми.

Фото автора