Платить или нет, решает кондуктор

Анна АЛТЫНОВА
Платить или нет, решает кондуктор

Возвращаясь в прошлую среду с работы, жительница Казани Ольга Трубина потеряла 18 рублей, точнее, незапланированно потратила эту сумму. Скажете, мелочь? В том-то и дело, что не мелочь, если принять во внимание обстоятельства, при которых эти деньги перекочевали из ее кошелька в сумку кондуктора.

- Я ехала в автобусе 74-го маршрута, предъявила кондуктору электронный кошелек, а она говорит: валидатор не работает, в нем батарейка села, платите наличными, - рассказывает Трубина. - И потребовала восемнадцать рублей, а не шестнадцать, как я обычно плачу через электронный кошелек.

Корреспондент "ВК" решила выяснить, как должны поступать транспортники в данном случае. Как сообщила зампредседателя городского комитета по транспорту Людмила Алешина, согласно утвержденному постановлением руководителя горисполкома положению при неисправном валидаторе автобус должен бесплатно довезти пассажиров с электронными проездными билетами до нужной остановки, доехать до конечной и отправиться в парк как неисправный.

- С пассажира потребовать деньги кондуктор может, только если транспортная карта не читается, потому что повреждена: ее владелец обязан следить за ней, - сказала Алешина. - А если не работает именно валидатор, то в АТП есть резервные валидаторы, неисправный или разрядившийся кондуктору обязаны заменить.

Однако на деле вопрос, платить наличные или не платить, решает кондуктор. Однажды Трубина при таких же обстоятельствах ехала бесплатно. А в этот раз кондуктор оказалась с характером и потребовала: "Платите или выходите!".

- Я испугалась, что меня высадят и придется ждать автобуса, который вечером ходит редко, поэтому деньги отдала, - говорит Трубина. - Но ведь для большинства людей, пользующихся автобусом, даже два рубля не мелочь. Десять поездок - и на сэкономленные рубли человек буханку хлеба сможет купить. А тут я на карту деньги положила, да еще и стоимость той самой буханки за проезд отдала. И если в вопросе об оплате все в конечном счете зависит от кондуктора, то зачем нас вынудили приобрести транспортные карты?

Вопрос, разумеется, чисто риторический. На официальном сайте ОАО "Транспортная карта" сообщается, что одной из функций этого предприятия является "проведение расчетов с агентами продаж и транспортными операторами". После резкого удорожания проезда за наличные к концу декабря количество пользователей электронных билетов в Казани выросло в 8,5 раза. Соответственно выросли и денежные потоки, протекающие через счета ОАО "Транспортная карта". И что такое на этом фоне восемнадцать рублей мелочью? Тем более что для пассажира бороться за то, чтобы их вернули, а кондуктора наказали, - дело бессмысленное: чтобы подать жалобу, до того же комитета по транспорту еще доехать надо, а стало быть, придется дополнительно раскошелиться.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.