По путям ходить нельзя, а где можно — невозможно

Инна СЕРОВА
По путям ходить нельзя, а где можно — невозможно

Пресс-служба Горьковской железной дороги сообщила, что с начала 2011 года на территории Казанского региона зафиксировано вдвое больше случаев непроизводственного травматизма, чем за аналогичный период прошлого года. В переводе с "железнодорожного" языка на общепонятный это означает, что пассажиры стали вдвое чаще попадать под поезд. С точки зрения сотрудников ГЖД, виноваты в этом они сами: мол, не соблюдали требования безопасности.

За последние пять месяцев под  поезда попали 46 человек, 30 из них погибли, а год назад из 21 погибли 16 человек. Больше всего трагедий нынче произошло на станциях Канаш и Кукмор и на перегонах Коинсар - Кукмор и Ометьево - Дербышки. "В целях профилактики... постоянно проводится разъяснительная работа в учебных заведениях, в садоводческих товариществах, распространяется печатная информация для населения о правилах нахождения на железной дороге", - сообщается в пресс-релизе Казанского отделения ГЖД. А еще в рамках борьбы с "непроизводственным травматизмом" сотрудники железной дороги вместе с полицейскими проводят рейды. С начала года их было уже 14, и за хождение по путям задержали 1235 человек.
Но откуда берется на железнодорожных путях такое количество постороннего народа? Ответ на этот вопрос корреспонденту "ВК" дали сами нарушители - пассажиры пригородных электричек и жители населенных пунктов, через которые проходит железная дорога.

На станции Высокая Гора гражданка тащила через пути две тяжелые кошелки и - на локте - еле передвигавшую ноги старушку. На вопрос, отчего при наличии безопасного надземного перехода  бредут через рельсы, она в резкой форме послала меня на тот самый переход, а сама отправилась напрямую. Потому что подниматься на верхотуру с грузом тяжело, а старики и без груза на крутой лестнице рискуют отдать богу душу, да и тротуар на переходе в таком состоянии, что того и гляди зацепишься за арматуру или в дыру провалишься.

На станции Кендери местные жители на переход не ходят по той же причине. Но молодая женщина с ребенком привела еще один довод: "Поезда то опаздывают, то их отменяют. Когда электричка придет  поди догадайся. На станции есть диспетчер, есть громкая связь, но о прибытии электрички сообщают за минуту-две. Пока бегаешь по переходам, она уйдет. И тогда надо идти в Дербышки пешком по железнодорожным путям или по дороге, причем по дороге втрое дальше получается.
"На платформе "807-й км" закрыли кассу и убрали расписание электричек, - написала в редакцию Самира Абдуллина. - После ремонта сократилось количество скамеек, а платформу на 804 километре отремонтировали очень своеобразно: кое-как побросали асфальт, из него петли плит торчат, того и гляди упадешь. Ограждения платформ - из жидких металлических конструкций с большими проемами. У меня в такой проем упала однажды сумка с продуктами. А ведь в него ребенок мог угодить! И даже то хорошее, что сделано для безопасности людей, не доделано и не продумано до конца. В подземном переходе то и дело выключают освещение. А после дождя или весной в него вообще невозможно спуститься - стоит вода".

На платформе "Компрессорный завод" вчера нам с фотокором встретилась пожилая пара. Бывшие преподаватели ветакадемии ходят через пути за продуктами на рынок и в магазин только вдвоем. Говорят, страшно отпускать супруга, не дай бог, угодит под поезд, если нога подвернется на косой, узкой и крайне неудобной лесенке, которую с недавних пор украшает пара железных уголков. Этот "пандус" сделан вроде как для колясок - детских или инвалидных. Воспользоваться им без последствий для здоровья может разве что цирковой акробат.

- Кстати, об удобствах. Безопасность от этого не зависит, но все-таки... Здесь на платформе раньше был павильон для пассажиров, мы укрывались от дождя, ветра и снега, - припомнила Елена Викторова, жительница Высокой Горы, которая каждый день ездит на работу в Казань. - Большую часть павильона несколько лет назад отдали под частный магазин. Он немного поработал и закрылся. Теперь павильон под замком, а люди ждут поезда на открытой платформе.

...В пресс-службе ГЖД корреспонденту "ВК" пояснили, что за содержание платформ отвечает ГЖД, а за обслуживание пассажиров - своевременное объявление о прибытии поездов и прочие удобства - ОАО "Содружество". А где и почему происходят несчастные случаи, отслеживают другие предприятия - разные на разных перегонах. И каждое предприятие занимается своим делом в узко очерченных рамках, а отсутствие элементарных удобств для пассажиров с теми трагическими фактами, когда они гибнут на путях, никто не связывает. В общем, не железная дорога, а костюм по Райкину: пуговицы пришиты насмерть, зубами не оторвешь, а носить невозможно и спросить за это не с кого.