«Почему мы всегда виноваты?»: водители казанских «краснобусов» не хотят быть дядями для битья

Мария РУДАКОВА
«Почему мы всегда виноваты?»: водители казанских «краснобусов» не хотят быть дядями для битья

Едва ли не классовую ненависть испытывают многие казанцы к водителям автобусов, которые «возят людей, как дрова», «гоняют как сумасшедшие», нарушают правила и вообще «ездят как хотят». Однако мало кто задумывается, что крутить баранку по восемь-двенадцать, а то и по шестнадцать часов - это не бумажки в офисе перебирать. При этом начальство требует план по выручке, на дороге полно безбашенных лихачей, а в салоне — нервных пассажиров. Пообщавшись с водителями «краснобусов» на конечном пункте у речпорта, куда они возвращаются, сделав круг, корреспондент «Вечерней Казани» прониклась тяготами их работы. Пожалуй, водилам даже можно памятник поставить...

«НИКОМУ ЭТОТ ГЕМОРРОЙ ЗА 30 ТЫСЯЧ НЕ НУЖЕН»

Казанские предприятия, которые занимаются пассажирскими перевозками, испытывают хронический дефицит кадров. Большинство водителей — люди предпенсионного и пенсионного возраста или приезжие из ближнего зарубежья, как правило Таджикистана и Узбекистана. Казанцы помоложе водить «краснобусы» не хотят. Да что казанцы, даже жители татарстанских райцентров не хотят. Как выражаются сами водители, «никому этот геморрой за 30 тысяч не нужен». В итоге им приходится работать «за себя и за того парня». Поговорить с водителем можно только в интервальное время, когда он ожидает на конечной своей очереди выхода на маршрут. У кого-то свободными оказываются 7 минут, у кого-то три, за которые нужно успеть и машину осмотреть, и по нужде сбегать, и перекусить, и перекурить.

  - В 4.54 у меня выезд на маршрут, но в 4 утра уже нужно быть в гараже, чтобы до выезда посмотреть машину: все ли в порядке, проверить масло, антифриз. До нас механик проверяет тормоза, двери, свет, но мы сами должны еще раз во всем убедиться, так как несем ответственность, - рассказал корреспонденту «ВК» водитель автобуса маршрута №1 Фаниль Насибуллин. - Я работаю с напарником, мне легче, он меня в полдень сменяет. Но были дни, когда и один по 12 часов работал. На следующий день спишь просто как убитый! А ведь у многих нет напарника. Они по 12 часов ездят без выходных! Это очень тяжело, особенно зимой, когда заторы, гололед, пешеходы в капюшонах и в наушниках, да еще и в телефоны уткнутся, ничего не видят и не слышат — только успевай тормозить. Автомобилисты тоже ведут себя ужасно, он же сидит один в своей машине, может позволить себе резко затормозить, свернуть куда захочет, а у тебя полный салон людей. И пассажиры ведь не видят, что впереди происходит, у них всегда водитель виноват, который «дрова везет». А если красный автобус, не дай бог, в аварию попадет, то опять его водитель виноват, никто даже не разбирается. Почему мы всегда и во всем виноваты?..

Впрочем, представители «транспортного цеха» не скрывают, что страдания пассажиров бывают вызваны не только сложной ситуацией на дорогах, но и гонкой водителей «краснобусов» за рублем. План им выставляют высокий, в среднем надо проехать «не меньше шести кругов». За выполнение плана — премия, за невыполнение — штраф. Поэтому многие торопятся попасть на остановку раньше конкурентов с другого маршрута.

- На каждый вид оплаты отдельный план, по проездным его выполнить проще, так как пассажиры ими пользуются гораздо чаще, так как это экономнее. А вот план по билетам сделать сложнее, поэтому среди автобусов большая конкуренция - кто первый приедет на точку, тот заберет больше людей и больше заработает, - объясняет водитель автобуса 1-го маршрута Алена Левина.

На вопрос корреспондента «ВК», как она, молодая женщина, выдерживает такой напряженный график работы, Алена ответила:

- Я знала, куда иду, мне нравится. А работа с людьми, она всегда сложная, люди ведь устают, нервничают, характеры у всех разные, поэтому и случаются конфликты. Так же и водители на дорогах встречаются разные - кто-то пропускает тебя, а кто-то нагло лезет на автобусную полосу и кричит: «Твое место на кухне!» 

«В 12 НОЧИ ЗАКОНЧИЛ, В 5 УТРА — СНОВА НА ЛИНИЮ»

Если в дневное время водители «краснобусов» соревнуются за пассажиров и автобусы приходят на остановку каждые 3 минуты, то с 9 часов вечера казанцы не могут уехать на автобусе даже из центра города. Причина — опять же в нехватке водителей. Те, кто вышел на маршрут в пять утра, пошли спать, а сменщиков нет. Поэтому автобусы просто сходят с линии.

- В каждом автобусе висят объявления, что ищем водителей, но никто к нам не идет, потому что никому этот геморрой за 30 тысяч не нужен, а если план не выполнишь, то еще и штрафуют. Так что за один месяц можешь получить 30, а за другой тебе штрафов выпишут едва ли не на столько же, - говорит Сергей Московкин с 6-го маршрута, проработавший водителем автобуса больше 20 лет. - Конечно, по закону мы не должны работать с 5 утра до 8 вечера, у нас должно быть две смены. Но я привык.

- До восьми-то ладно. Наши братья из южных республик, которые приехали в Россию денег заработать, с 5 утра до 12 ночи ездят, - добавляет водитель автобуса маршрута №54 Газиз Галиев. - Потом ему еще смену надо сдать, машину, а в 5 часов — снова на линию. И так каждый день. Конечно, они как чумные ездят.

  Так же, как и водителей, в «краснобусах» не хватает кондукторов, которых частенько не оформляют в штат официально и они работают по найму у водителей.  Многие водилы берут в кондукторы своих жен, чтобы все заработанные за смену деньги оставались в семье. Тем, кому не повезло с женой, приходится искать партнершу на стороне. В соцсетях даже есть специальные «группы знакомств» кондукторов с водителями, где женщины пишут что-то вроде «Выйду кондуктором. Знаю 18, 22, 31, 33, 55-й маршруты, работаю честно», и водители откликаются на эти сообщения.

- Пассажиры сейчас стали наглые, кондуктора за человека не считают, слова им не скажи, - жалуется кондуктор автобуса маршрута №6 Эльвира Шагапова. -  Мужу очень часто приходится за меня заступаться: то хамит кто-то, то платить отказывается. А с этими наушниками просто беда: люди в них как будто улетают куда-то, а за секунду до остановки вдруг вспоминают, что им выходить нужно, и чуть ли не на ходу из кабины выпрыгивают! А мы же не можем их мысли читать... В общем, сейчас все свои права знают, а про элементарную вежливость забыли — старушке место никто не уступит...

Фото автора и Александра ГЕРАСИМОВА