Почему школьники в Казани учатся, стоя на коленях и сидя на корточках?

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Почему школьники в Казани учатся, стоя на коленях и сидя на корточках?

Снимки, на которых запечатлено, в каких условиях проходят уроки в казанской школе №114, взбудоражили соцсеть: биологией школьники занимаются в спортзале, иностранным языком - в фойе. Дети сидят на скамейках, тетради лежат у них на коленках, а ноутбук учителя - на полу, потому как стола не имеется. Корреспонденты «Вечерней Казани» побывали вчера в школе, где, как выяснилось, и учителя не рады таким урокам и давно пытаются достучаться до чиновников и депутатов: старое здание школы почти в два раза переполнено, кабинетов не хватает.

Фотографии, сделанные будто в начале прошлого века, когда крестьянские дети набивались в избы для изучения грамоты, появились в интернет-паблике «Поборы в школах и детсадах». «Такие нынче методики преподавания?» - сопровождаются ироничным вопросом снимки, сделанные кем-то из учеников школы №114, расположенной в микрорайоне Теплоконтроля.


Как рассказала «Вечерней Казани» мама одной из пятиклассниц, в таких условиях класс, в котором учится ее дочь, занимается с начала учебного года.

- На днях дочка жаловалась, что английский у них прошел в фойе, там было холодно и шумно, потому что постоянно кто-то входил и выходил. До этого у них была биология в спортзале. Дети сидели на скамейках. Писали в тетрадях на коленках. А уроки по родному языку у них довольно часто проходят в актовом зале. После таких занятий дети жалуются на боли в спине, у них бесконечная простуда, потому что сидят практически на полу, - посетовала женщина, отказавшись назвать свое имя, «чтобы у дочери не было проблем в школе».

На вопрос, пробовала ли она поговорить на эту тему с классным руководителем или руководством школы, родительница ответила:

- Классная говорит, что ничего не знает, в администрацию школы я написала обращение.

«Дети действительно занимаются в таких условиях?» - позвонили мы в 114-ю школу.

«Приезжайте - и сами все увидите», - предложила завуч по учебной работе Наталья Булатова.

Оказалось, что в школе на улице Кулагина, построенной еще в 1957 году и рассчитанной на 325 учеников, по факту учатся 586. Педагоги объясняют, что детское население в микрорайоне с каждым годом растет, вокруг понастроили высоток, а отказывать в приеме детей по месту жительства школа не может. 

Пройдя по этажам, мы обнаружили, что все кабинеты заняты. А в актовом зале одновременно шли занятия по аэробике и урок родного татарского языка. Пока одни школьники делали растяжку, другие расположились на паркетном полу - кто на корточках, кто на коленях, положив учебники и тетради на сиденья стульев, кто-то устроился на подоконнике. 

- Вот так мы вынуждены заниматься, - смущенно улыбнулась учительница татарского.

Проблему «перенаселенности» школы не спасает даже вторая смена. Впору третью открывать, грустно шутят учителя. Но даже в таких стесненных условиях за последние несколько лет 114-я школа, в которой три года назад сменилось руководство, сумела подняться в городском рейтинге с 34-го места на 13-е.


 - Когда я пришел в эту школу, передо мной и коллективом встал вопрос: каким образом нам обучать весь микрорайон и не нарушать при этом законодательство? - рассказал корреспондентам «ВК» директор 114-й школы Виталий Стахеев. - Спасибо нашим завучам, которые ухитрились рассадить всех детей, задействовав почти все школьные помещения для образовательного процесса. Используем библиотеку, актовый зал, даже учительскую переселили в меньший кабинет, чтобы организовать дополнительный класс по родному языку.

Тем не менее, как заверил директор, уроки в коридорах в школе никогда не проводят. Что касается уроков в спортзале с учебниками на коленках, то, по словам Стахеева, они проходят в тех редких случаях, когда «учитель физкультуры заболел, а на замену ему смогли найти, допустим, только учителя биологии», при этом все кабинеты по расписанию уже заняты.


То, что в 114-й школе очень тесно: помещений в старом здании в условиях новой застройки и демографического бума явно недостаточно, педколлектив давно пытается донести до властей всех уровней - от городского управления образования до республиканского парламента. К примеру, преподаватель истории и обществознания Кадрия Нигматуллина написала несколько обращений к спикеру Госсовета РТ Фариду Мухаметшину с просьбой приехать и посмотреть, в каких условиях вынуждены учиться дети. Учительницу услышали. В ноябре школу посетили депутаты Комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, увидели маленький спортзал в подвале, переполненные классы, отсутствие отдельных кабинетов для занятий музыкой, изо, историей, выслушали предложения педагогов - например, отдать школе часть помещений детской библиотеки, которая находится в соседнем здании, или добавить пристрой…


 Но, как выяснилось, через тот участок, где учителя предлагают возвести пристрой, проходит городской коллектор, значит, многоэтажное здание там строить нельзя, а присоединить к школьной территории прилегающий пустырь «не представляется возможным в связи с отсутствием участка, свободного от прав третьих лиц». Реконструкция здания слишком затратна. Поэтому пока депутаты посоветовали учителям «уплотнить» вторую смену и ждать лучших времен, которые непременно настанут после утверждения Генплана Казани до 2035 года. Дескать, при последующей «перезагрузке» района, возможно, найдется участок либо для дополнительного школьного корпуса, либо для строительства новой большой школы. А пока что парламентарии пообещали направить предложения школы по улучшению ситуации казанским властям.


В свою очередь «Вечерняя Казань» тоже направила в горисполком запрос: намерено ли городское управление образования принимать меры, чтобы казанские школьники не учились на корточках и на коленях? Ждем ответа.