Под казанской «Автодорией» зашатались столбы?.. Штрафы за превышение средней скорости в России могут отменить

Дарья СУББОТИНА
Под казанской «Автодорией» зашатались столбы?.. Штрафы за превышение средней скорости в России могут отменить

Штрафы за превышение так называемой средней скорости, которые пачками выписывают водителям в Татарстане, могут признать незаконными и отменить. Соответствующая инициатива сейчас рассматривается в Госдуме РФ. Казань, напомним, стала первым городом в России, где на дорогах появились комплексы «Автодория», фиксирующие номер автомобиля, время проезда, координаты и позволяющие таким образом примерно вычислить среднюю скорость на отрезке: доехал из точки А в точку Б быстрее, чем положено, - значит, превысил. По данным УГИБДД по РТ, сейчас в республике 450 камер, настроенных на измерение средней скорости, 122 из которых - в Казани.

Авторами законопроекта, который был одобрен в декабре в первом чтении и на который успели возложить надежды многие татарстанские автомобилисты, стала группа депутатов от ЛДПР. Они считают, что штрафовать водителей за среднюю скорость по статье 12.9 КоАП РФ незаконно, «поскольку ни в этой статье, ни в Правилах дорожного движения нет такого понятия, как «средняя скорость». «Для привлечения к административной ответственности требуется фиксация правонарушения в конкретном месте и в конкретное время. Привлечение к административной ответственности на основе догадок, домыслов и расчетов недопустимо», - говорится в пояснении к законопроекту. Депутаты считают, что камеры, установленные в начале и конце определенного отрезка дороги, не позволяют делать выводы о средней скорости на этом отрезке. Может, водитель гнал по населенному пункту со скоростью 200 км/ч, а в какой-то момент остановился купить картошки у бабушки?..

«Ну все, собираю все свои штрафы с «Автодории» - и в суд!»;

«Хоть какая-то приятная новость в преддверии Нового года»;

«А оплаченные ранее штрафы вернуть не хотят?» - воодушевились в соцсетях одни казанские водители.

Другие проявили здоровый скептицизм:

«Просто кто-то лоббирует свои камеры вместо среднескоростных. Результат будет тот же, еще и бюджет попилят»;

«Ну, значит, еще больше камер понаставят! Чтоб каждый метр фиксировать!»

Сейчас в Татарстане действуют почти полтысячи камер, настроенных на фиксацию средней скорости. Комплексы «Автодория» (производства одноименного казанского ООО), установленные на расстоянии от 0,5 до 10 км друг от друга, наблюдают за движением как в городах, так и на трассах.

В УГИБДД по РТ считают камеры эффективными, поскольку они дисциплинируют водителей не эпизодически, а практически на протяжении всего пути, и надеются, что законопроект, подготовленный депутатами от ЛДПР, не будет принят.

«Как следует из направленного в Государственную думу официального отзыва, указанный законопроект правительством Российской Федерации не поддержан», - ответили в ведомстве на просьбу «Вечерней Казани» прокомментировать инициативу и заявили, что штрафы с комплексов «Автодория» абсолютно законны - водители из Татарстана совершали попытки оспорить их даже в Верховном суде РФ, но безуспешно.

«Действующее законодательство об административных правонарушениях - статья 12.9 КоАП РФ - не содержит указания на технологические особенности определения скорости движения транспортного средства. Законодатель не вводит каких-либо предписаний относительно принципов, методов, технологий измерения скорости движения. Поэтому правонарушением будет являться как движение с превышенной мгновенной скоростью, так и движение со сверхнормативной средней скоростью», - подчеркнули в УГИБДД по РТ.

В республиканском управлении ГИБДД считают, что «мгновенная скорость» - еще менее корректное понятие, чем «средняя скорость», и требование авторов законопроекта фиксировать превышение скорости в конкретном месте и в конкретное время трудновыполнимо: «Мгновенная скорость - это результат измерения средней скорости движения на пренебрежительно малом участке пути в пренебрежительно малый период времени».

- В законодательстве нет прилагательных «средняя», «мгновенная», там написано просто - «превышение скорости». Тем не менее, я считаю, штрафы, которые выписывают водителям с помощью камер «Автодория», вполне обоснованны, - поделился мнением с «ВК» юрист ФАР в РТ Владлен Копвиллем. - Расчет простой: если на отрезке от точки А до точки Б человек превысил среднюю скорость, значит, он точно превысил ее в каком-то конкретном месте этого отрезка и в конкретное время. А может, и не в одном месте. Исходя из этой логики и простых математических законов и выписывают штрафы. В КоАП написано, что нужно указывать место превышения, но это не обязательно должна быть конкретная точка, может быть просто какой-то километр. В точности до сантиметра никто не определит, где совершено нарушение.

По словам Копвиллема, к нему обращается много водителей, считающих штрафы «Автодории» незаконными и желающих их оспорить.

- Но я за эти дела не берусь и не знаю ни одного судебного решения в пользу водителя в таких случаях, - говорит юрист. - Другой вопрос, что знаки ограничения скорости у нас не везде корректно стоят. Возьмем, к примеру, дорогу из Казани в сторону Зеленодольска, до Лебяжьего. Там раньше было ограничение скорости 80 км/ч, потом сделали 60 км/ч. Непонятно, какой в этом смысл. По сути, это уже пригород, в каждую сторону там по две полосы движения, возможность лобового столкновения исключена, потому что есть отбойник. Считаю, 80 км было нормально.