Подписано, так с плеч долой

Марина ЮДКЕВИЧ
Подписано, так с плеч долой

На депутатах Госсовета РТ лежит ответственность за нарушение пожарной безопасности, распределение госсобственности и за многое другое, включая невыплату в Татарстане 15-процентной надбавки госчиновникам за знание двух госязыков. Об этом говорится в представлении прокурора РТ, внесенном в татарстанский парламент.

А чтобы законы действовали, во многих случаях требуются подзаконные нормативные акты, вот парламент и должен проследить, чтобы Кабмин РТ в срок принимал эти акты. Однако проведенный Прокуратурой РТ мониторинг применения татарстанских законов показал, что для многих из них формальное определение «действующий закон» является незаслуженным комплиментом.

Так, еще в 2005 году Госсовет принял закон об аварийно-спасательных службах... А вот порядок предусмотренной этим законом обязательной регистрации всех аварийно-спасательных служб в Татарстане не разработан кабмином до сих пор. Но это не рекорд: утверждения перечня организаций, в которых обязана существовать и оплачиваться из бюджета пожарная охрана, республика ждет с момента принятия Закона РТ «О пожарной безопасности» - с 1993 года. Много с тех пор отгорело пожаров...

Впрочем, сразу трем пожарам равнозначен, как известно, один ремонт, а уж тем более если это капремонт в условиях отсутствия нормативной базы, четко отвечающей на вопрос: а что вообще такое этот капремонт... Так вот, закон «Об организации проведения капремонта...» Госсоветом был принят в 2013-м. Но до сих пор кабмином не приняты нормативные акты, которые должны установить: перечень работ по капремонту, финансируемых за счет госбюджета РТ, порядок приемки и оплаты этих работ и даже сам порядок установления необходимости проведения капремонта...

Если власть не создает ясных, твердых и прозрачных норм в сфере недвижимости, то это указывает на ее желание сохранить свободу собственных рук в распоряжении этой многообещающей сферой, отмечают аналитики... Разумеется, это не о татарстанской власти. А на что в таком случае указывает то, что с принятия Госсоветом РТ закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» в 2010 году татарстанский кабмин так и не утвердил порядок формирования перечня государственной недвижимости, предназначенной для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства? Да просто на то, что у нас им отдать готовы все! Особенно - правильным субъектам.

Трудную задачу задал правительству парламент, приняв в 2013-м законы об обеспечении жильем детей-сирот. Такую трудную, что кабмин до сих пор не исполнил возложенную на него этим законом задачу установить, где и на каких условиях селить детей-сирот в случае, если свободного жилья, предназначенного именно для них, нет...

Да что там бедняги, нуждающиеся в соцжилье, - о квартирном вопросе самих чиновников кабмин уже двенадцать лет как не может замолвить нормативное слово! Ведь по закону «О государственной гражданской службе РТ» чиновники, направляемые начальством крепить госслужбу в муниципалитет, в котором они не обладают жилплощадью, имеют право на предоставление служебного жилья либо достойной компенсации расходов на его наем... А четкие параметры этой заботы о перемещаемых кадрах правительство не утверждает. Неужто же ценные чиновничьи кадры живут на улице, будто собаки?!

Кстати, о собаках. Согласно принятому в 2014 году закону «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в РТ», кабмин должен был установить нормы, на какое количество зарегистрированных собак в конкретном муниципалитете должно приходиться организованное место для их выгула... Не установил.

В таких условиях хочется, конечно, говорить о культуре. Благо для разговоров о ней в Татарстане созданы все условия - вот для принятия писаных нормативных актов время еще не пришло. Так, закону «Об объектах культурного наследия» уже одиннадцатый год, а до сих пор отсутствуют: порядок принятия решения о включении в единый госреестр объектов культурного наследия; порядок установления льготной арендной платы для этих объектов; порядок предоставления в аренду объектов культурного наследия и порядок выплаты их собственникам и пользователям компенсации за работы по их сохранению... В общем, порядка нет: он слишком дорого обошелся бы.

Жертвой экономии пало даже, казалось бы, сакральное для властей Татарстана двуязычие. Кабмин до сих пор не установил условия и порядок выплаты надбавок к должностному окладу (до 15 процентов) чиновникам, «в работе которых необходимо знание и практическое применение двух государственных языков РТ», законодательно введенных Госсоветом РТ еще в 1992 году.

Как бы то ни было, прокурор Илдус Нафиков в своем представлении в адрес парламента указал: «Установленные законодательством формы парламентского контроля позволяют требовать от органов исполнительной власти исполнения ими своей прямой обязанности по принятию подзаконных актов... Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что установленная в РТ система контроля и отчета… должным образом не действует».

Такая прокурорская оценка собственной эффективности повергла руководство парламента в смущение настолько, что было, по-видимому, принято решение не информировать о нем журналистов. Во всяком случае, получить текст представления официально «ВК» не удалось, а руководители комитетов мотивировали отказ предоставить его заявлением, что оно «для служебного пользования».

Исчерпывающее объяснение такой секретности прозвучало на заседании комитета по соцполитике: «Опять СМИ будут писать, что нам лишь бы проголосовать, а там - хоть трава не расти»...

- В большинстве тех случаев, о которых упоминает прокурор, по-моему, нет умышленного игнорирования закона, - заявил «ВК» зампред комитета по законности Рафил Нугуманов. - Может быть, на исполнение денег не хватает... В наших полномочиях потребовать отчета правительства, как исполняется такой-то закон, а как-то наказать за неисполнение мы не можем. Ну что, штрафовать премьер-министра, что ли? Это несерьезно, такие люди и так все должны понимать... Мы, конечно, это представление на всех комитетах рассмотрели. Но лучше бы прокурор в кабмин его внес!

В свою очередь в Кабмине РТ «ВК» сообщили, что 3 марта похожее представление прокурора РТ «Об устранении нарушений республиканского законодательства, связанных с необеспечением полноты правового регулирования» поступило и к ним.

- Можно предположить, что эта ситуация указывает на нескоординированность ветвей власти, но они ведь у нас практически сросшиеся, да большинство самих этих законов и пишутся в кабмине... Так что более похоже, что все дело - в формализме законотворчества: подписано - так с плеч долой, - рассуждает доктор политических наук, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ Сергей Сергеев. - А может, некоторые из этих законов не так и нужны? Ведь какие споры вызывал этот закон о домашних животных, а по факту этот «мелкий бродячий скот» как бегал, так и бегает. Как расшибались в лепешку с этим двуязычием, а все ушло в полный ноль... Может быть, в каких-то случаях нужен был не работающий закон, а публикация в собрании законодательства, чтобы потом можно было этот том взять и положить под одно место, как советовал градоначальникам Салтыков-Щедрин? А в общем, получается, что ветви власти живут своей жизнью, а люди - своей, отдельной от них и слабо связанной с их законотворческими усилиями...