Подвесной «трамвай» в Казани - реальность или утопия?

ВК
Подвесной «трамвай» в Казани - реальность или утопия?

«Улететь» от дорожных пробок предлагает казанцам доцент КГАСУ Ринат Губаев. Под его руководством разработаны предложения о внедрении в городе надземной транспортной системы (НТС). Ее строительство, уверяет Губаев, обеспечит недорогое, быстрое и надежное транспортное сообщение между пригородами и центром Казани.

По мнению Губаева, традиционные виды городского общественного транспорта - трамвай, троллейбус, автобус, метро и такси - почти исчерпали свои возможности. Пределы их развития ограничены шириной дорог, которую увеличивать уже некуда.

- Идеальная система городского общественного транспорта - это комплексное функционирование двух, максимум трех видов транспорта, которые будут удовлетворять все потребности населения, - утверждает Губаев. - В Казани такой системы нет, разные виды транспорта работают обособленно, да еще и дублируют друг друга по многим направлениям. Городские власти сделали ставку на скоростной трамвай и метро. Но они не доходят до пригородов - это раз. Второе - одну-единственную ветку метро мы строим уже 15 лет и без помощи федерального центра дальше строить метро не сможем. А помощи не будет, поскольку праздники, к которым нам давали на метро деньги, закончились. Что же касается скоростного трамвая, то скоростным он у нас не получился. Потому что скоростной трамвай - это совсем другие затраты, это путепроводы, отсутствие пересечений с другими видами транспорта. У нас же трамвай встает на светофорах и надолго останавливается при ДТП или обрыве проводов…

Ринат Губаев считает,  что НТС - это тот самый передовой вид городского транспорта, который совмещает доступность, скорость, безопасность, пунктуальность и комфорт. Если представить упрощенно, НТС - это сеть подвешенных в воздухе на опорах на пятиметровой высоте воздушных «дорог», по которым от платформы к платформе на электрической тяге движутся небольшие вагончики без вагоновожатых. Управляются они несколькими диспетчерами, а безопасность проезда обеспечивается высокоинтеллектуальной автоматикой. Чтобы двери вагона не зажали и не потащили вдруг пассажира по воздуху, скажем, за ногу, умная система их не откроет до полной остановки вагона и не закроет, пока пассажир не зашел внутрь.

- Это комфортная, безопасная система с полностью автоматизированным управлением, отсутствием пересечений с наземным транспортом, высокой скоростью, «умным» графиком движения, минимальным влиянием климатических условий на путевую структуру и разумной стоимостью проезда, - утверждает Губаев.

В зону обслуживания НТС Ринат Губаев предлагает включить Дербышки, Зеленодольск, Константиновку, Самосырово, Сухую Реку и даже Лаишевский район, поскольку именно в этих направлениях растет Казань. А еще с ее помощью связать между собой аэропорт, вокзалы, речной порт и станции метро и протянуть ее по ул. Татарстан, вдоль Кабана - от речного порта до нового зоопарка…

Однако инвестору, который возьмется за реализацию проекта НТС, по-видимому, придется крепко извернуться, чтобы обеспечить разумную стоимость билетов. Или доступный тариф придется обеспечить за счет дотаций. Поскольку строительство одного километра НТС хоть и обходится в восемь раз дешевле, чем строительство одного километра метрополитена, все равно стоит недешево. В Европе, по оценкам специалистов, километр стоит восемь млн евро. Плюс надо закупить подвижной состав по цене 20 тысяч евро за вагон (чтобы обеспечить пропускную способность в 10 тысяч пассажиров в час, надо купить 200 вагонов).

- Где найти на это деньги? - поинтересовалась корреспондент «ВК».

- В 2009 году нашелся инвестор, который предлагал проложить надземную ветку от станции метро «Дубравная» до аэропорта длиной 21 километр и стоимостью 8 млрд рублей, - говорит Губаев. - Он был готов ее построить всего за полтора года. Но тогда республиканский минтранс и администрация города оказались более заинтересованы в строительстве скоростной железнодорожной ветки. Ее построили, а через два года аэроэкспресс «Ласточка» отменили из-за убыточности. Так, может, отыскать инвестора, который хотел там построить надземную ветку - вдруг он еще не утратил к этому интерес?

На замечание корреспондента «ВК», что НТС испортит внешний вид Казани, Губаев возразил:

- Конечно, линии НТС будут выглядеть не совсем эстетично. Однако железобетонные джунгли многоярусных эстакад в азиатских мегаполисах куда менее привлекательны с виду. Я убежден, что НТС не сильно изменит городское пространство. Можно также изготовить конструкции НТС, остановочные платформы и вагоны из ярких композитных материалов.

- С моей субъективной архитектурной точки зрения предложение о строительстве НТС - футуристическое, теоретическое и непрактичное, - прокомментировал идею Рината Губаева по просьбе корреспондента «ВК» заслуженный архитектор России Вячеслав Нилов, участвовавший в создании транспортной инфраструктуры Набережных Челнов, которая до сих пор работает безупречно.

Нилов заметил, что в Токио подвесные транспортные артерии произвели на него удручающее впечатление, дескать, эта «паутина» совсем не радует глаз. А еще, добавил он, сейчас во всем мире автоматизированный транспорт без водителей используется лишь на локальных закрытых территориях вроде аэропортов - для передвижения на небольшие расстояния.

А в качестве альтернативы НТС оппонент Губаева предложил простое решение, опробованное в Нью-Йорке:

- Этот мегаполис живет без пробок, потому что никто в центр города на личных авто не ездит. И без автобусов: общественным транспортом здесь стало такси. Машин множество, за два - два с половиной доллара они отвозят куда угодно. Никаких затруднений в передвижении, а пассажиру обеспечен комфорт, как в личном автомобиле.