«Пока наш мэр не пересядет на велосипед, ничего не изменится»: войны велосипедистов и пешеходов на тротуарах в Казани достигли апогея

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«Пока наш мэр не пересядет на велосипед, ничего не изменится»: войны велосипедистов и пешеходов на тротуарах в Казани достигли апогея

Посадить Ильсура Метшина на велосипед и заставить прокатиться по городу мечтают каждое лето  казанские велосипедисты. Чтобы градоначальник на себе испытал, каково это - быть ненавидимым автомобилистами, которые считают себя хозяевами на дорогах, и пешеходами, которые чувствуют себя главными на тротуарах. По оценкам экспертов «Вечерней Казани», нынешним пандемичным летом количество велосипедистов на улицах значительно увеличилось и теперь они уже - сила! Но городские власти по-прежнему не хотят считаться с многотысячной армией.

Конфликты на тротуарах между велосипедистами и пешеходами, которые устали уворачиваться от двухколесного транспорта, начались в Казани несколько лет назад, а в этом году достигли апогея. Даже невооруженным глазом видно, что велосипедистов на улицах нынче значительно прибавилось. Оно и понятно: после самоизоляции многим захотелось движухи, на велике не нужны маски и перчатки, как в автобусе, он автономен, экономичен, экологичен и пр. В итоге счастливые обладатели двухколесных средств передвижения гоняют среди толп гуляющих в парках, требуют звонками, чтобы пешеходы уступили им дорогу на узких уличных тротуарах. А те не всегда успевают увернуться.

Взять недавний случай, который бурно обсуждали в соцсетях. Молодой человек пожаловался, что его подругу сшиб велосипедист, наехав на девушку сзади, и, не оказав ей помощи, скрылся:

«Наверняка многие заметили, как до фига на улицах стало гонщиков на великах, которые барабанят в свой звоночек и, распугивая пешеходов, проносятся сквозь толпу. Неуважаемые велосипедисты, хочу обратиться к вам! Тротуары предназначены для пешеходов! В следующий раз буду с ноги вас из седла вышибать!».

Мнения комментаторов возмущенного поста, как водится, разделились:

«Достали! Уже и на тротуарах сбить запросто могут, обнаглели, дальше некуда»;

«Неуважаемые пешеходы, не ходите по велодорожкам! Особенно мамки с колясками, еще и вслед кричат, что мое дуновение разбудило их ребенка».

«На тротуаре велосипедисту делать нечего»;

«Ну так не фиг идти по центру тротуара, с правой стороны надо ходить, а то вечно идут, как хотят, потом велосипедисты виноваты»;

«Во многих нормальных странах есть велодорожки. А у нас они только в некоторых местах, так по ним еще и люди ходят».

Отметим, что в Правилах дорожного движения не прописано четко, где должны передвигаться велосипедисты. Согласно изменениям, внесенным в ПДД пять лет назад, они получили право ездить по правому краю проезжей части - по автобусной полосе. В то же время в ПДД сказано, что допускается движение велосипедистов по тротуару там, где «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине». Единственное правило, которое однозначно должны соблюдать веловсадники - спешиваться на «зебрах». Но много вы таких видели?

Представители казанского велосообщества считают, что главная проблема вовсе не в дураках и хамах на дорогах (хотя и в них тоже), а в том, что городские власти из года в год игнорируют запрос многотысячной армии велосипедистов и никак не соберутся с духом, чтобы создать в мегаполисе нормальные условия для их передвижения.

- Беда в том, что пешеходное пространство в Казани чрезмерно сжато, весь город, по сути, отдан машинам. Согласен, пешеходу пройтись свободно негде, а тут еще и велики. Но по дорогам велосипедистам ездить рискованно, автомобилисты ведь не проявляют чудес галантности. Поэтому конфликты будут только нарастать, - считает владелец сети веломагазинов и велоспортсмен Булат Хисанов. - Вообще, владельцев велосипедов можно разделить на три категории. Первая - те, кто осознанно практикует и пропагандирует велосипед как альтернативу автомобилям и общественному транспорту. У таких велорационалистов нет задачи «прокатиться с ветерком по набережной», им надо добраться до места работы и обратно. А с этим в Казани беда. У нас ведь не европейский велорай, где всюду дорожки, разметки и не дай бог ступить пешеходу на выделенную для велосипедов полосу. Вторая группа - велоспортсмены. Городское пространство их не интересует, они выстраивают дальние маршруты за пределами мегаполиса. Наконец, третья и самая многочисленная - граждане из разряда «Айда кататься», в нее входит прежде всего молодежь, для которой велосипед - летнее развлечение в черте города,  многие берут велосипед напрокат. На мой взгляд, это основная конфликтная группа, потому что эти граждане не соблюдают ПДД, а порой и вовсе не знают об их существовании, гоняют на скорости по тротуарам. Сам я всегда спешиваюсь, если впереди много людей, а если вижу пожилого человека, никогда не звоню, чтобы не напугать, мне проще слезть с велосипеда и пройти мимо... Будь у нас велосипедная инфраструктура и побольше внутренней культуры, скандалов бы не возникало. Но проект создания в Казани Большого велокольца мусолят годами, а результата - ноль. Думаю, пока наш мэр не пересядет на велосипед, ничего не изменится. А ведь ему есть с кого брать пример - в Европе не то что мэры, даже президенты на работу на велосипедах ездят! А Казань позиционирует себя как европейский город. Начал бы Ильсур Метшин ездить на велике на работу, сразу бы понял, в чем суть проблемы.

Один из лидеров казанского велоклуба «Негонки» Фарид Ахметов тоже винит в конфликтах пешеходов с велосипедистами городские власти:

- Автомобилисты выдавливают велосипедистов с дорог на тротуары, а те, в свою очередь, мешают пешеходам, отсюда и разборки. Кстати, по некоторым оценкам, в Казани сейчас уже более 200 тысяч велосипедистов. Город не может просто взять и отмахнуться от такого количества людей! Где же велоструктура, которую власти обещали создать, согласовав на всех уровнях в 2017 году проект Большого велокольца, которое должно было протянуться на 12 километров от Деревни Универсиады до КФУ? Ведь велодорожки в парках погоды не делают, нужен большой многокилометровый городской маршрут. Те кусочки, что нам периодически предъявляют, - это просто смешно. Как доехать на работу, если велодорожка длиной всего 300 метров?

Имеет претензии к властям Казани и член Союза велосипедистов РТ Марат Бикмуллин, хотя сам является депутатом гордумы:

- Можно много говорить о недостатке культуры, о неумении людей договариваться, но проблема в том, что в Казани не созданы условия для безопасного передвижения велосипедистов. На трассах их щемят машины, на тротуарах - недовольны пешеходы. По идее, город должен всячески поощрять развитие велотранспорта, чтобы люди пересаживались с машин на велосипеды. От этого ведь одни плюсы: пробок меньше, воздух чище, население здоровее... По самым скромным подсчетам в Казани - как минимум 120 тысяч владельцев велотранспорта. Если бы все они в одно время выехали на улицы, случился бы коллапс. По моим наблюдениям, на казанских дорогах одномоментно находятся две-три тысячи велосипедистов, а проблемных ситуаций уже выше крыши.

Фото metshin.ru