Попробуй, отзови, или ЕГЭ на татарском

Марина ЮДКЕВИЧ
Фото Александра Герасимова

Если Госсовет РТ решит давать наиболее значительным актам запоминающиеся названия, то подходящий для этого законопроект вчера на сессии парламента как раз приняли в 1-м чтении. Закон, определяющий порядок отзыва президента РТ, вполне можно назвать "Попробуй, отзови!". А на обложке поместить фото Рустама Минниханова, вносящего этот законопроект в Госсовет РТ.

Представлявший проект глава аппарата президента РТ Юрий Камалтынов напомнил, что летом этого года в законодательство России вернулась норма о выборности глав регионов. Сверх того, регионам было предписано усугубить этот механизм демократии: принять законы о том, как можно этих выборных турнуть обратно туда, откуда они было выбрались... В рамках, само собой, исполнения пожеланий трудящихся.

Механизм избран типа референдума. С одной стороны, испытанный, поскольку при голосовании на участках татарстанцы всегда проявляли себя, как надо (власти); с другой стороны, экзотический: до сих пор все попытки инициативных групп активистов провести референдум на какую-нибудь актуальную тему - скажем, вопрос, желают ли казанцы прямых выборов мэра столицы, пытались вынести на референдум дважды - завершались запретом.

Отозвать президента, само собой, никак не проще, чем добиться права самим выбирать себе мэра. Для начала нужно, чтобы он либо грубо нарушал законодательство, и это установил бы суд, либо хотя бы допускал "неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение своих обязанностей", и это тоже должно быть установлено судом. После этого можно собирать инициативную группу по отзыву, и если Центризбирком РТ ее вдруг зарегистрирует, приступать к сбору подписей сограждан, желающих остаться без президента. Подписей нужно ни много ни мало 731 тысяча (четверть от количества избирателей в РТ)...

А уж если специально обу-ченные люди признают 90 процентов этих подписей подлинными, а Госсовет РТ согласится назначить дату голосования за отзыв президента - значит, дело в шляпе, этот президент действительно кому-то поднадоел.

Что Госсовету не надоедает никогда, так это принимать закон о бюджете на будущий год, который к концу того самого будущего года сам на себя не похож. Вчера эту процедуру проделали в 1-м чтении с проектом бюджета-2013.

Основные показатели татарстанского бюджета в текущем году ожидаются выше, чем запланированы при утверждении закона о бюджете-2012. Выше ВРП, выше инвестиции в основной капитал, выше объемы экспорта и импорта... Но некоторые показатели в реальности оказались ниже плановых или даже ниже прошлогодних, обнаружила Счетная палата РТ.

Например, реальные денежные доходы татарстанцев в 2012 году недотянут 0,2 процента и до уровня 2011-го. А показатель нашего среднемесячного дохода снижен на 700 рублей, т.е. почти на 3 процента. 

Словом, возникает ощущение, что обсуждать еще только планируемый бюджет - куда приятнее, чем уже исполненный... Но это ощущение немедленно исчезает при взгляде на проект бюджета-2013.  Доходов в нем запланировано 128,3 млрд рублей, и это лишь 83,3 процента от доходов бюджета-2012!

На самом деле, этот шокирующий парадокс - следствие норм бюджетного планирования вообще и особенностей татарстанского бюджетного планирования в частности. Дело в том, что и доходы на текущий год, сейчас составляющие 154,1 млрд рублей, год назад, когда утверждали закон о бюджете-2012, были запланированы на куда более скромном уровне: всего 113,8 миллиарда... 42,6 дополнительных миллиарда поступили в течение года из федерального центра. Однако на 2013 год Татарстан пока может рассчитывать лишь на 14,2 безвозмездного миллиарда из федерального центра.

Дефицит бюджета-2012 пока также умеренный: 2,6 млрд рублей. Впрочем, и этот год начинался похоже, с 3,7-миллиардным разрывом между доходами и расходами, а к настоящему моменту бюджетный дефицит в Татарстане достиг 26,8 миллиарда... Но министр финансов РТ Радик Гайзатуллин привычно успокаивает, что эта цифра - техническая, отражает не столько истинную нехватку средств, сколько особенности учета бюджетных остатков за прошлый год и кредитов, а "по итогам года дефицит будет закрыт полностью, в том числе за счет собственных допдоходов".

Что касается бюджетных расходов 2013 года, то они пока  вынужденно запланированы на уровне лишь 72,5 процента от бюджета-2012. То есть более чем на четверть скромнее нынешних затрат. Ожидается, что после окончательного принятия федерального бюджета Татарстану добавят до привычного уровня.

Пока же шокирующе урезанными выглядят бюджетные ассигнования на ряд отраслей. Субсидии на сельское хозяйство - меньше на 75,4 процента, транспорт - на 71,3, ЖКХ - на 57,5, здравоохранение - на 21,2 процента, общее образование - на 66,6 процента... Ну а физкультуру и спорт, как стало очевидно после предъявления этого проекта бюджета, в спортивном Татарстане оплачивает практически исключительно федеральный бюджет: сейчас, пока ассигнования из него не утверждены, за счет собственно республиканских средств эта отрасль осталась на 2013 год лишь с 4,3 процента от нынешнего финансирования!  

Еще немного об образовании. Вчера депутаты Госсовета РТ одобрили поправки к проекту федерального закона об "Об образовании в РФ", принятому Госдумой в 1-м чтении. Одобрили, без преувеличения, с удовольствием. Ибо хоть этот закон и сохраняет название, из которого как бы следует, что в РФ существует единая система образования, предлагаемые поправки вполне способны устранить это досадное (для властей Татарстана) упущение.

Госсовет РТ предлагает, в частности, оставить законодательное и нормативное регулирование в сфере образования исключительно за властями регионов. А кроме того, установить, что граждане России имеют право на получение образования на "родном языке" (не русском) на этапах не только дошкольного, начального, основного обучения (как предложили федеральные законодатели), но и среднего, включая возможность сдавать на этом языке и итоговые госэкзамены за курс средней школы. Ну а за национальными институтами и университетами дело тем более не станет.

И еще одну поправку предложил Госсовет РТ в федеральный законопроект: "Вопросы изучения госязыков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик". Таким образом, если принятие этих поправок Госдумой удастся пролоббировать (а на это нацелены усилия и связи почти полутора десятка депутатов от Татарстана), проблема недовольства русскоязычных татарстанцев соотношением количества часов русского и татарского языков в школьной программе будет окончательно исключена из повесток официальных переговоров.