Правило трех "Д", или Инструктор знает, почему мы плохо ездим

ВК
Правило трех "Д", или Инструктор знает, почему мы плохо ездим

Лучшим в Татарстане в этом году был признан, если можно так выразиться, не вполне классический автоинструктор. Во-первых, это женщина, во-вторых, человек, убежденный, что долго учить - только портить, а в-третьих, водитель, вопреки общепринятому мнению считающий, что возмущаться во время езды по поводу неправильных действий других участников движения очень даже  правильно! Знакомьтесь - мастер производственного обучения Альбина Варламова.

Свою карьеру она сделала за короткий срок, а вот шла к ней долго. Сдав на права еще в 1992 году, за неимением автомобиля за руль не садилась из принципа: решила, что чужую машину водить не будет. Свою купила лишь спустя тринадцать лет, а уже в 2007-м начала учить  вождению. Вот ей-то корреспондент "ВК" и задала вопросы, ответы на которые давно хотела получить.

- Альбина, почему казанские водители так плохо ездят? Учат нас, учат, а мы то, поворачивая налево на перекрестке, на ходу меняем ряд и создаем аварийную ситуацию, то направо поворачиваем со второго ряда, если первый - автобусная полоса...

- Потому что в автошколе объясняют, что это нарушения правил дорожного движения, а вот на самой дороге эти нарушения никто не контролирует. Наказывают за превышение скорости, движение по автобусным полосам, проезд на красный, выезд за стоп-линию, неправильную парковку... А вот за тем, чтобы никто не подрезал на перекрестке тех, кто соблюдает правила, никто не следит. Поэтому новичок, который все делал правильно и угодил в аварию, начинает ездить как все...

- Десять лет назад, закончив автошколу, я была убеждена, что на тормоз можно жать только одновременно со сцеплением. И лишь спустя несколько месяцев узнала, насколько это опасно...

- Да, бывает, что инструктор закрепляет у курсантов опасные приемы, потому что бережет свой автомобиль. Он не хочет, чтобы во время урока машина часто глохла, вот и не дает тормозить при включенном сцеплении, не учит торможению двигателем. И получается, не думает, что будет с его учеником на дороге, когда машина из-за такой привычки станет неуправляемой. Я считаю, что человек должен не в теории узнать, а сам почувствовать разницу между "правильно" и "неправильно". Не хочешь ему это дать почувствовать, жалеешь машину - иди работать в такси, там тебе никого не придется за руль сажать.

- Считается нормальным, что новички на дороге действуют опасно, потому что не готовы быстро реагировать на дорожную ситуацию. А можно уже на начальном этапе обучения привить курсанту навыки безопасного вождения?

- Не только безопасного, а еще и контраварийного! К примеру, безопасного экстренного торможения: приучить давить на тормоз, не трогая сцепления, а если "догнал" чужую машину, тормоз в момент удара отпустить и тем свести к минимуму повреждение машин.

- А есть вещи, которым научить в принципе невозможно?

- Нельзя научить приемам, в основе которых лежит собственное восприятие мира водителем, если оно не совпадает с требованиями безопасности. К примеру, бывает, что курсант сразу заявляет, мол, правила выучил, только чтобы экзамены сдать, а потом будет "ездить как все". Менталитет-то у большинства казанских водителей специфический... И что с этим поделаешь? Но это не повод утверждать, что курсантов с таким менталитетом вообще нельзя сажать за руль. Просто тех, кого не удается научить инструктору, учит жизнь. Вообще мне за всю практику встретились лишь два курсанта, которым, по-моему, водить машину просто противопоказано.

- Недавно законодатели резко увеличили срок обучения вождению. Это оправданно и действительно необходимо в целях безопасности?

- Нет, для полноценного обучения достаточно 32 - 35 часов, а 50, как сейчас, это уже перебор. Конечно, срок обучения зависит от возраста и физиологических особенностей человека. Я считаю, что в идеале начинать обучать вождению надо еще в школе, в 16 лет. Но в принципе, и солидный возраст не помеха, просто требуется больше времени и усилий. Но после 35 часов занятий практически любой курсант либо привыкает к подсказкам преподавателя и перестает думать самостоятельно, либо, напротив, решает, что всему научился, и становится чересчур самоуверенным. Гораздо важнее заниматься с инструктором каждый день, чтобы закреплять навыки, а не как сейчас - два-три раза в неделю. Но это касается не только вождения - это вам любой педагог скажет.

- А как вы справляетесь с дорожными стрессами? Ведь некоторые водители вытворяют такое, что просто трясти начинает от возмущения...

- Я и возмущаюсь! Вслух, даже если никого больше в машине нет, комментирую: "Что, лень включить поворотник?.. Нет, ну что он творит, почему не тормозит?..". Выговоришься - и становится легче. Ну и потом, есть же правило трех "Д". Скажешь: "Вот дурак", - а потом, как и положено на дороге, подумаешь за дурака и дашь ему дорогу.

Правильно: Дай Дорогу Дураку !

50 часов вождения не лишние (в Европе есть программы где дают и больше часов), впрочем в Казани везде воруют время, у меня было 13 часов вместо реальных 50 часов (готовьтесь ко лжи про академические часы). Наш инструктор из автошколы фиеста больше учил не автомобиль водить, а преподавал экспресс-курс сдачи экзамена катаясь на модельной. В итоге даже параллельную парковку не расмотрели, что уж говорить про вождение по городу... Да, недоучки на дорогах набираются опыата ценой своих автомобилей и травм, но это ужасно.  С тем же успехом можно выпускать недоученных лётчиков, и надеятся что они научатся быстрее чем разобьются.  Если возмущаешься, то теряешь концентрацию, отвлекаешься от дорожной ситуации. Когда у хорошего водителя очень много опыта, то он должен помогать другим участникам движения исправлять их ошибки, как учит Горбачёв. Это концепция куда интереснее, и благожелательней, чем ддд.

В Европе, как мне известно, и стоимость обучения на несколько порядков выше чем у нас, и сама культура поведения на дороге - тоже, и если Вам, Артур Ильдарович, не повезло с инструктором, не означает , что Вы не будете соблюдать элементарные правила Дорожного Движения, на дороге все зависит от нас самих! Что у нас , что в Европе, были, есть и будут водители, которые не знают, или даже не желают знать ПДД, просто у нас это ярче выделяется! Недавно училась у меня девушка, специально приехала из Германии( уехали туда в 2000 году), потому что : обучение - 3000 евро, русскоязычная автошкола, учиться -12 месяцев, а принцип вождения как у Вас в автошколе...Приехала повидать родственников, и взять уроки вождения...передо мной стояла задача - научить человека с нулевыми навыками за 10 дней управлять автомобилем! Мы с ней справились!!! Если  и дальше сравнивать европейское вождение, то штрафы там намного строже! Если Вас остановят в алкогольном опьянении, помимо лишения прав и огромного штрафа, Вы должны будете посещать психолога, на всем протяжении срока лишения, и только от его решения будет зависеть, получите вы права или срок лишения продлится!!! Так что, начинать надо с самого себя! Водительское удостоверение у Вас есть - соблюдайте ПДД и будте аккуратны, спокойны, уважительны на дороге! Удачи!

Идиотизм   российской действительности: детки  родителей, в свое время нахапавшие  добра социалистического,  ведут себя как родители ".. а зачем учится, можно купить права...,   папа за все заплатит..."   И рассуждают так, в основном, девчонки сопливо-гламурные.   А после ДТП ведут себя нагло, мат - перемат, угрозы и пр.  "... папа заплатит ...".