Премьера «Мой Нуриев» в Казани: «Очень лихо, очень круто...»

Айсылу КАДЫРОВА
Премьера «Мой Нуриев» в Казани: «Очень лихо, очень круто...»

Выдающаяся премьера состоялась 9 декабря на малой сцене Камаловского театра: танцовщик и актер Нурбек Батулла представил публике моноспектакль «Мой Нуриев», который он создал вместе с режиссером Галиной Ждановой. «Его Нуриев» выл по-волчьи, обливался колой, вспарывал пуховые подушки, ненасытно танцевал и жадно занимался сексом. От «его Нуриева» невозможно было оторвать глаз.

В основе моноспектакля - автобиография Рудольфа Нуриева, публикации зарубежной желтой прессы, передовицы советских газет, стихи татарского поэта Мударриса Аглямова, тексты (в том числе хореографические) Нурбека Батуллы. Длится сценическое представление около часа, и все это время исполнитель двигается беспрерывно и говорит практически без пауз. Говорит совершенно свободно на русском, татарском и английском, сопровождая рассказы то экзерсисом у балетного станка, то ходьбой на руках, то энергичной пробежкой. Артист Батулла поразительно вынослив: его легкое дыхание не сбивается ни на секунду.

Большое будущее, в том числе международное, предсказывают моноспектаклю Нурбека Батуллы «Мой Нуриев» присутствовавшие на премьере театральные критики Александр Вислов (Москва) и Олег Лоевский (Екатеринбург). Они готовы рекомендовать это «захватывающее шоу» (Лоевский), «очень лихо, очень круто сделанное» (Вислов), составителям программ престижных фестивалей моноспектаклей в Нью-Йорке, литовском городе Висагинасе (Atspindys), Москве (Solo) и Перми («МОНОfest»).

Нурбек Батулла - выпускник Казанского хореографического училища. Три сезона отработал в балетной труппе театра им. Джалиля, и многие наверняка помнят его по сквозной роли летчика в постановке Михаила Панджавидзе оперы «Мадам Баттерфляй». В 2010 году уехал в Санкт-Петербург: сначала учился на балетмейстера в консерватории им. Римского-Корсакова, сейчас - на актера театра и кино в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, которую недавно переименовали в Российский институт сценических искусств.

- Нурбек, почему вы уехали именно в Петербург? - поинтересовалась корреспондент «Вечерней Казани». 

- Благодаря балетмейстеру Александру Михайловичу Полубенцеву. Именно у него я хотел учиться в петербургской консерватории. Мы познакомились, когда я еще в хореографическом училище учился: Полубенцев приезжал ставить с нами детский балет «Снежная королева», я танцевал там тролля... В петербургской консерватории я проучился полтора года, а потом решил уйти: мне стал очень интересен драматический театр. Я не захотел терять время - поступил в академию театрального искусства на курс к Ларисе Грачевой и Вениамину Фильштинскому. В следующем году заканчиваю.

- Вы уже играете в драматических спектаклях?

- Да, конечно. Один из самых популярных спектаклей нашего курса - «Зло» по повести современного шведского писателя Яна Гийу. Это история про парня, который страдает от побоев в семье и рано узнает, как насилие порождает насилие. В первой части спектакля я играю продавца пластинок, во второй - одного из злодеев...

- Нравится учиться?

- Да, очень. В нашей мастерской есть замечательная традиция - к нам все время приходят действующие молодые режиссеры и актеры. Они делятся с нами своим опытом, нередко возникают совместные интересные проекты. Именно в мастерской возник наш творческий союз с режиссером Галиной Ждановой.

- Вы ведь задолго до встречи с ней начали придумывать спектакль про Рудольфа Нуриева?

- Четыре года назад я начал работать над этим спектаклем. Где-то с сентября прошлого года подключилась Галя. Мы очень интенсивно с ней репетируем. Кстати, в спектакле участвует еще и мой одногруппник Рахматулла Амиров: это он в финале поет а капелла азан - призыв к молитве...

- Чтобы сыграть ваш моноспектакль, нужно обладать, на мой взгляд, нечеловеческой выносливостью. Нурбек, откуда в вас столько сил? Сказывается балетная закалка?

- Секрет в психологии. У артиста перед встречей с публикой есть два пути. Первый - это когда ты копишь неудовлетворенность, обиды и все это выносишь с собой на сцену. И второй - это когда перед выходом на сцену ты все свои эмоции сбрасываешь и выходишь к зрителям обнуленным. Когда удается выходить обнуленным, тогда сил хватает на очень многое.

- Нуриев - ваш любимый танцовщик?

- Да. История его жизни всегда вдохновляла меня. А потом Нуриев стал мне обузой. Что я имею в виду? Ну вот встречаю, допустим, великого татарского актера Азгара Шакирова, и он уверенно говорит: «Дорогой Нурбек, ты у нас будешь вторым Нуриевым!». А это напряжно. Потому что я всегда про себя знал, что никаким вторым Нуриевым никогда не стану. Кстати, я так много думаю про него, и не только в связи со спектаклем, но он почему-то никогда мне не снится. Мне много кто из великих снится - Тарковский, Полунин... А Рудольф, как назло, не снится. Я мечтаю увидеть его во сне.

- В Петербурге, наверное, вы постоянно ходите на балетные спектакли в его любимый Мариинский театр?

- Нет, классический балет мне уже не сильно интересен. Сегодня мои кумиры - израильская труппа Batsheva Dance Company и балетмейстер Охад Наарин - создатель языка танца «гага»...

- В художественном фильме «Рудик», который режиссер Фарид Давлетшин снял по сценарию вашего отца Рабита Батуллы, вы сыграли молодого Нуриева. Вам нравится это кино?

- Тяжелый вопрос... Знаете, я скажу так. Наверное, такие фильмы, как «Рудик», тоже должны быть. Как этап в становлении татарстанского кинематографа.

- Говорят, с кинематографом решил связать свою жизнь ваш родной брат Байбулат. Он ведь тоже учился в хореографическом училище?

- Да, он, как и я, выпускник казанского хореографического, но танец ни одного дня не был его профессией. Байбулат поступил в Московскую школу кино на режиссерский курс к Алексею Попогребскому. Его курсовая работа - документальный фильм «Ноль с половиной» - вошла в специальный интернет-проект, посвященный лучшим молодым фильмам, «Кино на «Снобе». Можете посмотреть.

- Я бы с удовольствием посмотрела видеозапись вашего моноспектакля, если бы ее сделал Байбулат. Это, наверное, легче осуществить, чем еще один живой показ «Моего Нуриева» в Казани?

- Вы дали мне сейчас потрясающую идею, я обязательно обсужу ее с Байбулатом. Что касается живого показа, моноспектакль «Мой Нуриев» я будут играть 14 декабря в Петербурге, в ТЮЗе имени Брянцева. А про возможные казанские гастроли ничего пока сказать не могу.

- Каким вы видите себя через 10 лет?

- Через 10 лет мне исполнится 38. Я буду лысый, с длинной ухоженной бородкой - как дервиш. Не факт, что все будет так, как мне сейчас привиделось. Вдруг я буду ведущим корпоративов, кто знает? Но мне, конечно, приятен первый вариант - с дервишем.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА