Премия «Тантана»: качаловцы игнорируют, камаловцы не могут отвертеться

Айсылу КАДЫРОВА
Премия «Тантана»: качаловцы игнорируют, камаловцы не могут отвертеться

Вчера в Камаловском театре прошла VII церемония награждения лауреатов ежегодной премии «Тантана» («Триумф»). Это театральная премия республиканского масштаба, которую многие называют татарстанской «Золотой маской», хотя сравнение, конечно, некорректное.

Как и в прошлые годы, организацию церемонии взяли на себя камаловцы. Но не потому, что выиграли это право: больше ни один из театров республики (их около двадцати, включая 16 государственных и несколько независимых трупп) заниматься этим не желает. А один из старейших театров - казанский Качаловский - и вовсе в «Тантане» не участвует, невольно тем самым демонстрируя, что бороться за звание лауреата этой премии с денежным вознаграждением 50 тысяч рублей имеет смысл не для всех.

«Тантану-2017» вручали в 12 номинациях, победителей выбирали эксперты во главе с министром культуры РТ Айратом Сибагатуллиным. В этом году экспертов было чуть больше, чем номинаций, и впервые компанию местных специалистов разбавили человеком со стороны: вместе с казанцами в жюри работала Олеся Кренская - театральный критик, замдиректора по развитию ульяновского театра кукол.


Больше всего победителей - двое - было лишь в номинации «Дебют». Лучшими дебютантами 2017 года стали молодая актриса атнинского театра Зухра Мухаметшина (за роль Хадичи в спектакле «Гүзэлем Эсэл» Чингиза Айтматова). И солидного возраста Ильсур Муртазин - известный в Татарстане шоумен, которого на роль Шэйхи в спектакль буинского драмтеатра «Килэ ява, килэ ява» по пьесе Зульфата Хакима пригласил режиссер-постановщик Фарит Бикчантаев.

В номинации «Лучший актер театра кукол» победила Фанзиля Сабирова из казанского театра кукол «Экият», а лучшими исполнителями ролей второго плана жюри признало Анну Дунаеву из набережночелнинского театра «Мастеровые» (за роль Марии в спектакле «Карл и Анна» по пьесе Леонгарда Франка) и Искандера Хайруллина из Камаловского (за роль Мисбаха Хажи в спектакле «Без ветрил» Карима Тинчурина). Прекрасные артисты Сабирова, Дунаева и Хайруллин получали премию с таким чувством собственного достоинства и нашли такие лаконичные формулировки для выражения своей благодарности, что им, как мало кому в этот вечер, хотелось аплодировать стоя.



Самая нелепая на «Тантане» номинация - «Лучшая роль в спектакле музыкального театра». В Татарстане только один музыкальный театр - казанский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, но у него две огромные самостоятельные труппы: оперная и балетная. Это невыполнимая задача - выбирать исполнителя лучшей роли среди танцовщиков и вокалистов разных полов. Это все равно как выбирать самое красивое существо среди аквариумных рыбок и декоративных попугайчиков. Идеальный вариант для идеальной «Тантаны» - учредить номинации для артистов музыкального театра «Танцовщик года», «Танцовщица года», «Лучшая женская роль в опере» и «Лучшая мужская роль в опере».

Ну а пока в нелепой номинации «Лучшая роль в спектакле музыкального театра» непонятным образом соревновались балерина Кристина Андреева, танцовщики Артем Белов, Михаил Тимаев и меццо-сопрано Екатерина Воронцова. Победила Андреева (с партией Эсмеральды в одноименном балете Пуни и Дриго).

В главной номинации - «Спектакль - событие года» - победу одержала постановка Ильгиза Зайниева «Сак-Сок» в набережночелнинском театре кукол. Напомним,  постановщики этого спектакля - режиссер Ильгиз Зайниев и художник Алексей Митрофанов - могут получить «Золотые маски», это станет известно 19 апреля. А пока одну на всех «Тантану» (и 50 тысяч рублей на всех) им вручила замминистра культуры РТ Эльвира Камалова. Она пошутила на церемонии: «Если вам дадут «Золотую маску», мы будем знать, что жюри «Маски» - молодцы, а если не дадут, значит, ничего не понимают в театральном искусстве!»

Г-жа Камалова также сообщила, что президент РТ подписал указ о присвоении почетного звания «Народный артист Республики Татарстан» актеру Камаловского театра Радику Бариеву. Бариев, кстати, был режиссером церемонии награждения лауреатов «Тантаны». Ему удалось пригласить выступить на этом мероприятии почти весь цвет татарстанской национальной культуры: от «представительского класса» Госансамбля песни и танца РТ до элитарного джаз-бенда Андрея Руденко, включая любимцев публики Филюса Кагирова, Алину Шарипжанову, Салавата Фатхетдинова... Вкус Бариеву изменил на «Тантане-2017» в одном, и очень мощно. Он позволил выйти на профессиональную сцену знакомому мальчику лет трех: наряженный в костюм времен Шекспира, не выговаривающий почти половину букв русского алфавита, кривляющийся ребенок прокричал монолог Гамлета «Быть или не быть?». Публика потешалась, как в цирке, и это было невыносимо.


Фото Александра ГЕРАСИМОВА