Президент Татарстана – главным банкирам России: «Через 10 лет с нами-то что будет?!»

Марина ЮДКЕВИЧ
Фото president.tatarstan.ru

Рустам Минниханов не стал припоминать председателю Банка России Эльвире Набиуллиной поражение Казани в голосовании за изображение на 200-рублевой банкноте. Сегодня стало ясно, что его недельной давности замечание в Instagram, что «Центробанку - орган​изатору конкурсных процедур - впредь стоило бы подумать над их прозрачностью и участие​м общественности», было на самом деле не упреком Центробанку, а утешением для тех татарстанцев, которые волей или неволей оказались втянуты в битву за купюру…

Самые важные из VIP-участников сегодняшнего торжественного открытия в казанском «Корстоне» Форума инновационных финансовых технологий Finopolic 2016 Эльвира Набиуллина и глава Сбербанка Герман Греф прибыли в Казань накануне вечером. А сегодня ранним утром их уже свозили в Иннополис, да еще и перед форумом, водя по выставке финансовых достижений Татарстана, еще раз напомнили об этом городе будущего - чтобы, значит, зафиксировать в сознании.

Так, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов подробно рассказал о полностью меблированных квартирах, которые сдаются работникам Иннополиса всего за 7 - 10 тысяч рублей.

- Скажи, что мы делаем, чтобы людей подготовить! - тревожно напомнил ему Рустам Минниханов.

- 320 часов на подготовку архитекторов, аналитиков, проектантов, - послушно сообщил г-н Шайхутдинов.

Такой срок на подготовку высококлассных, как предполагается, специалистов утвердил, похоже, Германа Грефа в его нехороших предчувствиях.

- Вы производите каменщиков, бетонщиков, - заговорил он (очевидно, по дороге для него успели исполнить арию про предстоящий чемпионат мира по рабочим профессиям в Казани). - А надо…

- Надо - инженеров! - находчиво подхватил Роман Шайхутдинов.

Но, судя по гримасе г-на Грефа, не угадал. Мыслями Герман Греф был уже в будущем, поскольку тема пленарного заседания форума, модератором которого он был назначен, звучала как «Финансовый рынок в 2026 году».

- Попытка заглянуть в 2026 год, на 10 лет вперед, - очень неблагодарное занятие, - констатировал он, - никогда нельзя предсказать, что будет!..

И тут же, как модно говорить, запустил спойлер, т.е. заранее приоткрыл финал этого детектива (если кто-то и был склонен ожидать от этого финала хорошего): «Многим финансовым компаниям грозят не очень хорошие перспективы через 10 лет». Но как бы ни были присутствовавшие в зале профессионалы готовы разделить этот пессимизм, они все же рассчитывали узнать детали: кому именно будет не очень хорошо и насколько это «не очень хорошо» отличается от «совсем паршиво»?..

Для начала собравшимся предложили голосованием определить, каков «главный вызов для банковского сектора в ближайшее десятилетие». Вариантов было аж шесть - от «неблагоприятного развития макроэкономической среды и низкого темпа роста ВВП» до «взрывного роста новых технологий». Последний вызов сочла главным самая большая доля проголосовавших - 31 процент.

Неизвестно, впрочем, каким оказался бы результат голосования, если бы в число возможных прогнозов включили «политическую нестабильность в России». А может, потому его и не включили, что иначе результат голосования был бы слишком прогнозируем…  

Перешли к выступлениям людей, назначенных на этом форуме главными предсказателями.

Сергей Солонин (совладелец и гендиректор электронной платежной системы Qiwi) сообщил, что через 10 лет «роботизация и искусственный интеллект будут сильно увеличивать производительность труда» и потому из миллиона россиян, работающих сейчас в сфере предоставления финансовых услуг, окажутся без работы процентов 30.

Найджел Вут (PricewaterhouseCoopers) объяснил, что банки, которые оказались проблемными в 2007-м (на предыдущем пике кризиса), оказались таковыми потому, что ставили во главу угла свой продукт, разве что слегка адаптируя его под своего клиента. А будущее за банками «клиентоориентированными», которые «поддерживают клиента на всем его жизненном пути». «Священный Грааль в этом!» - поднял он тему финансовых услуг на недосягаемую духовную высоту.

С каковой высоты ее немедленно сбросил Олег Тиньков (совладелец «Тинькофф Банка», одного из лидеров интернет-банкинга), поразивший аудиторию своей резкостью и сочетанием делового костюма с полосатыми носками и перламутрово-малиновыми башмаками. Для начала он сообщил, что «более ужасного обслуживания», чем в американских банках, нет нигде, а банк, в котором обслуживается он сам, - тот и вовсе «за гранью добра и зла». Зал поддержал несчастного клиента американского банка дружелюбным смехом.

- Через 10 лет банк будет выглядеть вот так, - Олег Тиньков показал залу свой iPhone.

Эльвира Набиуллина мельком взглянула в его сторону. У нее самой можно было заметить не менее функциональный, но, увы, менее престижный смартфон Samsung: пользование продукцией американской Apple в правительстве России порицается как проявление антипатриотизма - на корейское изделие эта доктрина почему-то не распространяется… Хотя нет, понятно почему: где ты в поднявшейся с колен России найдешь отечественный смартфон, который не постыдится публично держать в руках член федерального правительства?..

«Банк - это телефон. Будет полнейшая конвергенция между мобильным оператором и банком, - продолжал свой прогноз г-н Тиньков. - Я не понимаю, зачем люди до сих пор ходят в отделения банка, - наверное, им просто хочется ходить…»

Эльвира Набиуллина примирительно порассуждала о том, что «10 лет - это очень длинная перспектива для финансовых технологий», и что «традиционные банковские технологии будут какое-то время сохраняться», и что за развитием новых услуг Центробанк-регулятор не успевает, реагируя на такое свое запоздание нервическим выбрасыванием на рынок все новых циркуляров во все более убыстряющемся темпе…

- Мы тут затронули тему, что будет с банковской системой через 10 лет… Через 10 лет с нами-то что будет?! - заговорил Рустам Минниханов.

Впрочем, тут же дал понять, что этот тревожный по форме вопрос имеет самый оптимистичный ответ. Просто еще непонятно, какой именно. 

- Я хочу поддержать коллегу из «Прайсвотерхауса», что наши банки неклиентоориентированные, - заявила непредставившаяся женщина из зала, когда дело дошло до вопросов. - Герман Оскарович, у вас я без карты не вижу в своем личном кабинете счет, открытый в другом региональном отделении того же Сбербанка. Вы вынуждаете меня брать карту и платить за ее обслуживание. Это неклиентоориентированный подход! А второй пример - моей подруги: она открыла на год вклад на миллион рублей, но серьезно заболела, стала нуждаться в лечении и обратилась в банк по истечении 9 месяцев с просьбой вернуть вклад. Догадайтесь, что ей предложил Сбербанк, входящий в первую пятерку банков России? Кредит под 20 процентов!..

Греф даже начал заикаться:

- Я перед вами как клиентом извиняюсь… Действительно, вы сегодня привязаны к кредитной карте… Мы не можем идентифицировать клиента без карты… Это из-за отсутствия у нас в стране единого идентификатора! 

А отсутствие какого идентификатора не дает вернуть клиенту его деньги, вынуждая вместо этого брать грабительский кредит, - не сообщил…