«Приведи друга - получи 3 тысячи»: в Казани водителей автобусов заманивают на работу, как в пирамиду

Евгений АКСЕНОВ
«Приведи друга - получи 3 тысячи»: в Казани водителей автобусов заманивают на работу, как в пирамиду

Принцип построения финансовых пирамид решили использовать для утоления кадрового голода в казанском ПАТП-2. На днях в соцсетях появилось фото объявления, размещенного на территории автотранспортного предприятия. Руководство обещает сотрудникам премию в 3000 рублей «за каждого приведенного друга, который проработает не менее 90 дней». Как выяснила «Вечерняя Казань», плакат с портретом серьезного мужчины за рулем автобуса - вовсе не фейк, а креатив транспортников.

- Известно, что на автотранспортных предприятиях Казани не хватает водителей и кондукторов. На данный момент требуется 450 водителей, и предприятия по-разному привлекают специалистов, прибегают для этого к услугам не только кадровых агентств, но и своих сотрудников. Некоторые предприятия готовы выплачивать премию в 3 тысячи рублей тем, кто поможет решить вопрос с нехваткой водителей, - подтвердил корреспонденту «ВК» правдивость информации в объявлении председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков, отметив, что средняя зарплата водителей автобусов в Казани составляет 50 700 рублей, при этом на предприятиях городского транспорта работают 595 иностранцев, что составляет 30% от общей численности сотрудников. 

Руководство ПАТП-2, которое считается в Казани передовым, предлагает своим подчиненным заманивать «знакомых, соседей, друзей и родственников» на работу пряниками в виде стабильной зарплаты, льготного стажа и полного соцпакета. Но на днях в телеграм-каналах появилась информация, которая не стыкуется с этими посулами, - якобы сотрудникам МУП «ПАТП-2» настойчиво предлагают выйти за штат и зарегистрироваться самозанятыми:

«Сообщается, что в первую очередь это коснулось водителей автобусов. В любом случае трудовой инспекции и прокуратуре было бы целесообразно проверить обоснованность данных обвинений, поскольку в этом случае наносится прямой ущерб бюджету республики и города, а также пенсионному фонду и фонду соцстраха. Работодатель, сокращая штатную численность сотрудников, экономит на отчислениях по линии ЕСН. Кроме того, резко сокращается налогооблагаемая база по линии НДФЛ, 85% которого направляется в региональный бюджет, остальное - в местный. Ведь самозанятый уплачивает НДФЛ в размере только 4 - 6% в отличие от 13% штатного сотрудника. И еще один момент. Практика перевода штатных сотрудников на самозанятость дискредитирует саму идею и резко снижает социальную защищенность значительной части наемных работников». 

О том, что с 1 января 2019 года, когда в Татарстане стартовал эксперимент по легализации самозанятых, у работодателей появился соблазн «оптимизировать» налоги, предупредил прокурор Татарстана Илдус Нафиков на итоговой коллегии 17 января прошлого года. 

- Требую остро реагировать на каждый факт понуждения работников к фиктивной регистрации в качестве самозанятых при фактическом сохранении трудовых отношений, - призвал он. - Это влечет снижение социальных гарантий, снимает ответственность с предприятий и работодателя.

Но как заверил «Вечернюю Казань» и. о. старшего помощника прокурора РТ Руслан Бариев, жалоб от работников казанского МУП «ПАТП-2» на то, что их загоняют в самозанятые, пока не поступало. Соответственно, «остро реагировать» прокуратуре не на что.  

Между тем, как утверждает первый секретарь казанского горкома партии «Коммунисты России» Василий Новиков, практика насильственного перевода работников ПАТП № 2 в самозанятые существует с конца прошлого года. 

- Я каждый день езжу на работу и обратно на автобусах этого предприятия, постоянно общаюсь с водителями и кондукторами, интересуюсь, как им платят за работу в связи с введением бесконтактной системы оплаты, борьбой с продажей левых билетов и повышением платы за проезд, - рассказал Новиков корреспонденту «ВК». - Перед Новым годом они сообщили, что их заставили перейти в самозанятые, но, дескать, только до 15 января. После 15-го я у них снова спрашиваю: оформили вас обратно наемными работниками? Нет, отвечают, наоборот, перевели в самозанятые даже слесарей и медиков. Также мне рассказали, что на предприятии практикуются поборы с водителей и кондукторов, которые платят из своего кармана за помывку автобусов и за их ремонт, кроме того, очень развита система депремирования за малейшую провинность. Так что, думаю, разговоры о том, что водители там получают огромную зарплату, сильно преувеличены.

Неужто руководство ПАТП-2 решило использовать порочную практику, когда человека принимают на одних условиях, а по ходу дела выясняется, что они совсем другие? Сбежит новичок, не проработав 90 дней, и премию «за друга» никому платить не придется.

- Информация о том, что водителей в ПАТП-2 принудительно переводят в самозанятые, не соответствует действительности, - категорически опроверг слухи Сергей Темляков. - Все водители официально трудоустроены и обеспечены полным соцпакетом.