Приз «Вечерней Казани» выиграл «Бар в Кавасаки»

Айсылу КАДЫРОВА
Приз «Вечерней Казани» выиграл «Бар в Кавасаки»

В воскресенье в Свияжске закрылся Первый международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник». Церемония прошла без официальных речей и звездных дорожек, главное на самом молодом и демократичном форуме - кино и разговоры о кино.

В программу фестиваля, который длился пять дней, вошли 11 конкурсных фильмов и 7 внеконкурсных. Картины отбирали режиссеры Евгения Марченко (программный директор «Рудника») и Марина Разбежкина (арт-директор). Параллельно с просмотрами и обсуждениями фильмов на «Руднике» работали две специально созданные экспресс-школы: документальной анимации и документального кино. Анимации учили Дина Годер и Александр Родионов, кино - Марина Разбежкина с выпускницами своей авторской школы Елизаветой Козловой и Ольгой Привольновой. Желающих учиться оказалось немало: на одно бесплатное место претендовали по четыре человека. Это начинающие кинематографисты из Казани, Москвы, Воронежа, Оренбурга, Ханты-Мансийска...

В последний день фестиваля решили устроить показ работ, созданных за пять дней в экспресс-школах «Рудника». Ради этого из программы исключили показ дебютных фильмов Марины Разбежкиной («Успение» и «Конец пути»), что расстроило очень многих. Однако из-за недостатка времени не успели показать и все учебные работы. Было очевидно: пять дней для фестиваля с такой насыщенной программой - мало!

Церемонию награждения победителей «Рудника» вела Марина Разбежкина. Сначала она предоставила право корреспонденту «ВК» назвать имя обладателя специального приза газеты «Вечерняя Казань» (100 евро).

Своим призом мы решили поддержать Саяку Мизуно (Швейцария), автора фильма «Бар в Кавасаки». Саяка - выпускница отделения кино Высшей школы искусств и дизайна в Женеве. Она японка, но родилась в Швейцарии. В японском промышленном городе Кавасаки живут ее бабушка и дедушка, свой дебютный фильм Саяка осознанно решила снимать именно в этом городе («чтобы почувствовать свои корни»).

- Мое внимание в Кавасаки привлек крошечный бар на углу улицы, где раньше жили мои бабушка и дедушка, - рассказала корреспонденту «ВК» Саяка Мизуно. - Важно, что они ни разу в этом баре не были. Там собираются люди не их круга - ставочники на кейрин, то есть на велогонки, что проходят на велодроме неподалеку. Это в основном пожилые и совсем небогатые люди, многие живут на социальные пособия. Мой фильм - про них...

Картина Саяки Мизуно, как и «Вечерняя Казань», демонстрирует независимую позицию. И обращает внимание на маленького человека. Фильм «Бар в Кавасаки», в котором простые японцы неожиданно искренне рассуждают о нелегкой жизни, одиночестве, неминуемой смерти и слишком дорогих похоронах, невольно убеждает, что даже самый обыкновенный человек — это человек, достойный сочувствия, внимания и поддержки. После просмотра этого кино невозможно не симпатизировать простым японцам, с которыми у нас, россиян, оказывается много общего.

Имя второго призера «Рудника» - обладателя «Приза от анонимного критика» (200 евро) - назвала Марина Разбежкина. Им оказалась Линара Багаутдинова, автор картины «Олег Евгеньевич». Линара родилась и долгое время жила в Казани, потом поступила в Московскую школу кино. Сравнительно недавно огромную популярность в Интернете снискала ее короткометражная игровая картина «Интервью» с Ириной Горбачевой в главной роли. У документального фильма «Олег Евгеньевич» - про пенсионера, который подрабатывает на телевидении, играя зрителя-невидимку в интерактивных шоу-передачах, - тоже масса шансов стать интернет-хитом. Но пока в свободный доступ в Сеть этот фильм не выложен - путешествует по фестивалям.

Линара Багаутдинова на церемонии награждения призеров «Рудника» не присутствовала: в эти дни она снимает в Нижнекамске свое новое игровое кино. Оператором-постановщиком ее авторской картины согласился стать Алишер Хамиходжаев - один из лучших операторов в мировом кино.

Не смог присутствовать на церемонии награждения победителей «Рудника» и обладатель приза «За лучший короткометражный фильм» (200 евро) - Рокко ди Менто из Германии, автор картины «По течению: демон и я» - про необычного бродягу Ти Джея, который живет в раздолбанном автомобиле. Ти Джей уже не молод, он активно философствует, играет авангардные сочинения на органе в каком-то храме, придумывает себе смелые наряды (женские красные стринги поверх белоснежных брюк, например)...

Приз «За лучший полнометражный фильм» (300 евро) получила Елизавета Козлова, режиссер картины «В центре циклона». Было очевидно, что это один из лучших документальных фильмов нашего времени: Козлова максимально близко показывает реальный мир современных 12-летних детей. В этом мире существуют стрелки с жестоким мордобитием, словесные перепалки, секреты про первую менструацию... Главная героиня Наташа и ее друзья поразительно естественны в кадре и камеры совершенно не стесняются. Уникальное кино!

Гран-при «Рудника» (800 евро) «За лучший фильм фестиваля» жюри присудило Надежде Захаровой, режиссеру картины «Огонь». Это, пожалуй, самая необычная работа в конкурсе «Рудника» - снятая на черно-белую пленку, практически без слов, медитативная. Захарова работала над «Огнем» два с половиной года - в Перми, Киеве, Москве, степях Монголии. В объектив ее камеры попадали лица людей редкой красоты и редкого же уродства. Морды животных - живущих эту жизнь как будто бы бездумно (когда Захарова снимает спокойно сидящую симпатичную собаку-дворняжку, например) и умирающих (когда камера показывает овцу, которой секунду назад перерезали горло)... Неспешный ритм свободного наблюдения за «непричесанной» жизнью, необычный монтаж этих наблюдений делают «Огонь» произведением искусства.

Осталось добавить, что победителей «Рудника» выбирало жюри, в составе которого на свияжском фестивале работали кинокритик Михаил Ратгауз, сценарист и драматург Любовь Мульменко и режиссер Эдгар Бартенев.

Фото предоставлено дирекцией фестиваля «Рудник» (кадр из фильма «Бар в Кавасаки», Саяка Мизуно)