"Продукт" системы образования - школьник-банкрот

Ирина ПЛОТНИКОВА
"Продукт" системы образования - школьник-банкрот

Чем дороже для бюджета образование школьника, тем хуже его учат. Такой вывод сделал вчера глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов на августовском педсовете в Богатых Сабах.

Рустам Минниханов пошел еще дальше, дав понять, что с такими, как сейчас, дивидендами от инвестиций в человеческий капитал, то бишь знания, светлое будущее районам-аутсайдерам по качеству образования не светит. К слову, в 2014 году на реализацию стратегии образования только в бюджете РТ предусмотрено около 2 млрд рублей.

На этот раз президент РТ изменил формат августовского педсовета: в отличие от прошлых лет сам участия в объезде объектов образования и знакомстве с новыми технологиями в этой сфере он не принимал.

Зато премьер-министр Ильдар Халиков успел оценить и военную выправку сабинских кадетов, и навыки английского учениц школы для одаренных детей, и новые разработки. В том числе тренажеры для обучения сантехников и электриков, а также представленный руководством ISL-КПО ВС интерактивный планшет размером со стол, который в отличие от стола можно повернуть из горизонтальной плоскости в вертикальную. На этом "столе" Халиков забил в поисковик "Богатые Сабы", ознакомился со ссылкой на портале "Википедия" и, не найдя там упоминаний о сабинском главе, дал поручение всем татарстанским главам - освежить веб-информацию о своих районах. От предложения испытать антиударный планшетник, способный пережить падение с парты, Халиков отказался.

Пленарное заседание педсовета проходило в районном ДК, но часть участников, в том числе журналисты, слушали его в соседнем здании администрации в режиме онлайн-трансляции. Правда, связь подвела и трансляция не раз подвисала на весьма остром докладе министра образования. Энгель Фаттахов заявил, что его беспокоит увеличение числа выпускников, оставшихся без аттестата: в прошлом году их было 110, в этом - 145. Кстати, в шести районах, включая Советский район Казани, таких неудачников не было вовсе. В Екатериновской же средней школе Пестречинского района экзамены сдавал  один-единственный выпускник, и тот остался без аттестата, получив по русскому языку 15 баллов, а по математике - 7 баллов.

"Как же так? Неужели учителя школы, в которой на 17 учеников приходится 14 учительских ставок, не смогли подготовить к экзаменам одного ребенка?!" - возмутился министр. И привел  примеры в малокомплектных школах Дрожжановского и Алексеевского районов, которые закончили десять выпускников, но двое - без аттестатов.

По данным минобрнауки, в среднем в Татарстане на одного учителя приходится девять учеников, однако есть места, где один педагог, как в Апастовском районе, учит  3 - 4 детей. На примере Верхнего Услона Фаттахов  сопоставил бюджетные расходы и результат, сообщив, что затраты на одного обучающегося в этом районе в 2013 году были самыми высокими - 122 тысячи рублей, но в рейтинге качества обучения район оказался в числе последних. Кроме того, в Верхнеуслонском, Дрожжановском, Пестречинском и Буинском районах выпускников с двойками набралось более трех процентов от общего числа.

А лучшее образование, если верить статистике, сейчас получают школьники в Набережных Челнах, Бугульме, Казани и Альметьевске. Кстати, начальники управлений образования Бугульмы и автограда, как показал кадровый аудит минобрнауки, являются лучшими среди коллег из других муниципалитетов.

Рустам Минниханов, взяв слово, сначала сообщил: "Любая коммерческая структура что наработает, то и получит". А потом дал понять, что детальный анализ ситуации с образованием в каждом районе позволяет оценить отдачу "от инвестиций в человеческий капитал". "Дело не в том, что эти дети потеряны, - уточнил президент. - Если завод делает продукт, который непригоден,  он банкрот. А эти дети, которые с нашей с вами поддержкой аттестат не получили или недоучились... Этот банкрот неконкурентен..."