Против взлома нет приема

Инна СЕРОВА
Фото Александра Герасимова

По три автомобиля в день угоняют в Татарстане. И за 9 месяцев этого года количество угонов и краж автомототехники в республике по сравнению с аналогичным периодом 2011-го возросло на 27 процентов. Об этом вчера на пресс-конференции в МВД по РТ сообщил начальник отдела по раскрытию угонов и краж Рафаэль Габбазов.

По мнению сотрудников правоохранительных органов, рост угонов и краж автомототехники объясняется ее доступностью. Не только для воров (в том смысле, что большинство автомобилей стоят на улице без охраны), но и для законопослушных граждан. Дескать, машину купить легко, вот их и развелось много автоворам на искушение.

В прошлом году с января по сентябрь в республике угнали 786 машин, а нынче уже 1000, почти 40 процентов из них - в Казани. В эту статистику попали не только автомобили: в каждом третьем случае речь идет о мотоцикле, мопеде, снегоходе, квадроцикле или строительной технике. 70 процентов краж и угонов совершается на улице. А две трети угонщиков, не заморачиваясь на краже ключей или подборе кода сигнализации, взламывают замок зажигания и соединяют провода.

Полицейские "нарисовали" портрет среднестатистического автовора: это молодой, от 16 до 25 лет, неработающий и зачастую уже судимый человек со средним общим образованием (то есть кое-как закончивший школу), который живет недалеко от места, где совершает угон. Каждый третий из них делает это в состоянии алкогольного опьянения.

Четыре из пяти угонов совершаются по ночам. И почти в половине случаев угоняют отечественные автомобили "пенсионного возраста", старше 10 лет, которые потом обычно находят. В лучшем случае брошенными, в худшем - разбитыми в ДТП. Ночью совершаются и "коммерческие" кражи дорогих машин (чаще всего "Мазд" и "Тойот") с целью разборки на детали или под заказ.

Рафаэль Габбазов заметил, что большинство похищенных авто пределов Татарстана не покидают - максимум перегоняются в соседний район. Но за 9 месяцев 2012 года было угнано 720 машин, а раскрыто угонов только 511, в остальных случаях авто владельцам не вернули. Было совершено 280 краж машин с целью разборки или продажи, а раскрыто всего 90, и те автомобили, что при этом нашли, были в разукомплектованном состоянии - еще немного, и ищи-свищи...

Способствовать тому, чтобы автомобили возвращались к законным владельцам, должны сотрудники ГАИ, которые проводят сверку номеров агрегатов при постановке машины на учет. Но Рафаэль Габбазов сообщил корреспонденту "ВК", что из выявленных в этом году 480 машин с измененной маркировкой "опознали", восстановив родные номера агрегатов, лишь 180. А происхождение остальных 300 авто осталось загадкой, не было даже доказано, что они у кого-то похищены.

Крутая сигнализация тоже не спасает. "Используемые ворами технические средства поражают доступностью, - заметил начальник отдела по раскрытию угонов и краж. - Глушитель GPS-сигналов стоит 1700 рублей, GSM-сигналов - от пяти до семи тысяч, кодграбер - пятнадцать тысяч...". Ну как тут не вспомнить медвежий капкан, в который полвека назад попался благородный автовор Юрий Деточкин! Теперь реже всего посягают на машины, оборудованные механическими противоугонными средствами: электронную систему защиты взломать проще, чем железяки, блокирующие коробку передач, руль и капот.

С середины 2008 года в Казани появилась тенденция к сбыту угнанных авто в утиль. Полицейские говорят, что причина кроется в несовершенстве законодательства. В том злополучном году правительство РТ в рамках борьбы с автохламом разрешило принимать в утиль вышедший из строя автотранспорт. Приемщикам предписано проверять документы на сдаваемые развалюхи и записывать паспортные данные сдающих, но это мало помогает: в 2010 году в пунктах приема металла нашли девять машин, в 2011-м - пять, в этом пока две - в Казани и Набережных Челнах... Осложняет ситуацию то, что в Татарстане только зарегистрированных предприятий, которые принимают металлолом, 48, а пунктов приема вместе с филиалами - 204, и 47 из них находятся в Казани.