«Проводить не будут, но продавать начнут дороже»: гаишникам Татарстана и всей страны возвращают контроль за техосмотром

Дарья СУББОТИНА
«Проводить не будут, но продавать начнут дороже»: гаишникам Татарстана и всей страны возвращают контроль за техосмотром

Вернуть ГИБДД контроль за проведением техосмотра автомобилей, который в свое время отдал в частные руки президент Дмитрий Медведев, решил нынешний российский премьер Михаил Мишустин. Таким образом планируется покончить с порочной практикой, когда автомобилисты без реального осмотра машины покупают диагностические карты через страховые компании. Эксперты «Вечерней Казани», комментируя поправки, разошлись во мнениях: то ли ГИБДД действительно наведет в этой сфере порядок, то ли техосмотр по-прежнему никто не будет проводить, но он подорожает, потому что станциям ТО и страховщикам придется делиться еще и с гаишниками.

Согласно постановлению правительства РФ «О государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств», подписанному 28 мая, ГИБДД сможет устраивать внеплановые проверки станций техосмотра - как документальные, так и с выездом на место, а также проводить контрольную закупку диагностических карт. Критерии для проверок - «индикаторы риска» - МВД должно разработать в течение полугода. Постановление ступит в силу 1 марта 2021 года вместе с поправками в ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств», которые обязывают операторов фотографировать машину во время техосмотра на станции, а снимки отправлять в ГИБДД. Это должно исключить возможность оформления диагностических карт без фактического осмотра машины.

Напомним, что до 2012 года автомобилисты получали талоны техосмотра в ГИБДД. И как раз для искоренения в этой сфере коррупции президент Дмитрий Медведев решил отнять техосмотр у гаишников и отдать на откуп автостраховщикам. Вроде как они должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы по дорогам ездили исправные машины и происходило меньше аварий. Российскому союзу автостраховщиков доверили аккредитовывать станции техосмотра, талон переименовали в диагностическую карту. Но что-то опять пошло не так... По оценкам экспертов, лишь 20% автовладельцев по-настоящему проходят техосмотр, подавляющее большинство покупают готовую диагностическую карту у страхового агента при оформлении ОСАГО.

- Техосмотр у нас является формальным, потому что все понимают, что это не влияет на статистику ДТП. Аварии из-за плохого технического состояния автомобиля происходят редко, в основном причина - это нарушение правил, - отметил юрист ФАР в РТ Владлен Копвиллем. - Автовладелец, который более-менее дружит с мозгами, и так следит за своей машиной: если услышит стук или заметит, что тормоза скрипят, поедет в автосервис. Кроме того, техосмотр, который действует год или два, в зависимости от возраста машины, не дает гарантии, что на следующий день после него у вас ничего не сломается. Так что тут вопрос не в безопасности, а в том, кто будет получать собранные с автомобилистов деньги за техосмотр.

Копвиллем вспомнил, как раньше проходили техосмотр в пункте ГИБДД на Тэцевской:

- Чтобы получить заветный талон ТО, люди просто платили какую-то сумму сверху официальной, она зависела от цепочки посредников. А с тех, кто хотел пройти ТО по-честному лично, просто выбивали как можно больше денег. Находили какие-нибудь неисправности, тут же предлагали сделать ремонт рядом, чтобы далеко не ехать. Со мной, например, так было. Когда контроль передали страховщикам, техосмотр хотя бы стал дешевле, как минимум вдвое. Ведь гаишники были монополистами, а страховых компаний много, началась конкуренция. Так что если техосмотр вернут под контроль ГИБДД, он все равно останется формальным, проводить его не будут, но продавать, видимо, начнут уже дороже. Даже фотофиксация ничего не изменит, просто скажут водителю: приезжай, засветись, а проверять не будут.

- По сути, диагностические карты, которые выдают сейчас автовладельцам недобросовестные страховые агенты, - не поддельные, сам бланк настоящий, но информация в нем не соответствует действительности, потому что фактически проверки не было. Такие агенты сотрудничают со станциями техосмотра, которым это тоже выгодно: получать деньги и не работать, - объяснила, в свою очередь, президент Союза страховщиков РТ Екатерина Семенова. - Пару лет назад, когда проблема уже стояла остро, мы вместе с ГИБДД проводили рейды, делали контрольные закупки таких карт под видом клиентов. Станции техосмотра, которые выдавали диагностические карты без осмотра, Российский союз автостраховщиков лишал аккредитации, были даже случаи расторжения договоров ОСАГО с клиентами на основании того, что диагностическая карта по сути недействительная.

По мнению Семеновой, возвращение контроля за проведением техосмотра ГИБДД снизит число таких недействительных диагностических карт:

- Так как у РСА представительства далеко не в каждом городе, надзор за страховыми агентами установить сложно, тем более что 90% из них - это внештатные сотрудники, которые работают на несколько компаний. С полицейским надзором будет больше порядка и меньше неисправных машин на дорогах. Конечно, статистика ДТП из-за технических неисправностей небольшая, но все же.

При этом аккредитацией станций техосмотра по-прежнему будет заниматься Российский союз автостраховщиков.

Напомним, что в связи с коронавирусной пандемией автомобилистам до 30 сентября разрешили оформлять ОСАГО без прохождения ТО, но позже автовладельцу все равно придется его пройти, а скорее всего, купить диагностическую карту. Впрочем, как убедилась корреспондент «ВК», сделать это можно и сейчас: агенты двух страховых компаний, куда я обратилась, предложили мне карты за 500 рублей.