Публику смешили Флюс и Экзема

Айсылу КАДЫРОВА
Публику смешили Флюс и Экзема

В репертуаре Камаловского театра появился новый спектакль - лирическая комедия Ильгиза Зайниева "Бабайлар чуагы" ("Запоздалое лето"). Поставили его режиссер Фарит Бикчантаев и художник Булат Ибрагимов.

 

Название спектакля - метафора. Оно указывает не на время года, а на период человеческой жизни, если подразумевать, что детство - это весна, молодость - лето, зрелость - осень... Свое "Запоздалое лето" проживают в комедии интеллигентная старушка Халима Амировна и четверо ее уже немолодых поклонников.

 

Сюжет спектакля незамысловат: главную героиню, всю жизнь проработавшую в костюмерном цехе оперного театра, собираются перевезти из родной Казани во Владивосток обосновавшиеся там ее дочь и внук. Эта новость расстраивает кавалеров Халимы Амировны. Они пытаются придумать, как бы помешать ее отъезду. На молодецкие подвиги их толкает чувство влюбленности в эту женщину, о котором они уже не стесняются говорить открыто.

 

Халиму Амировну играет Наиля Гараева. Играет так, будто ее героиня - королева. На сцене воссоздан интерьер скромной квартиры, но актриса царит в этом пространстве! Впечатляет не столько красивыми нарядами, которые она часто меняет, сколько ощутимой чуть ли не за километр уверенностью в собственной неотразимости. На окружающих, которые изо всех сил стараются ей угодить, Халима Гараевой реагирует то снисходительно, то капризно, то кокетливо. И даже тот факт, что на протяжении всего спектакля статичные декорации ни разу не меняются, заставляет предположить, что сделано это специально: чтобы ничто не отвлекало внимания от Халимы Амировны.

 

В кавалеры героине режиссер отобрал знаменитых камаловцев. Ирек Багманов играет ее соседа - рассеянного ученого, Ринат Тазетдинов - простецкого почтальона, Азгар Шакиров и Равиль Шарафиев - следящих за собой модников, жизнь которых, как и у Халимы, была связана с театром. То, что вытворяет эта четверка мужчин на сцене, превращает спектакль не в лирическую - искрометную комедию. Актеры подтрунивают друг над другом и сами над собой так язвительно-точно, что складывается ощущение, будто на самом деле, а не согласно тексту роли выясняют, кто же из них достоин любви Халимы. Но героиню только смущают и смешат пылкие признания.

 

На премьере зал (по большей части татароязычный) взрывался от хохота, когда слышал, к примеру, что детей одного из героев зовут "настоящими татарскими именами": Флюс и Экзема. Кстати, над присущей татарам симпатией к экзотическим именам автор пьесы пошутил всласть. Дочке Халимы Амировны дал имя Жизель, сыну Жизели - Ален.

 

Параллельно с главной историей про "запоздалое лето" в спектакле разворачивается история первой любви молодых героев: Алена (Эмиль Талипов) и живущей по соседству с его бабушкой Алии (Нафиса Хайруллина). Впрочем, о взаимности этой любви можно только догадываться: юноша ни на минуту не расстается с фотоаппаратом, девушка - с плеером. Можно было бы с легкостью поверить, что счастливый для кавалеров Халимы Амировны финал спектакля (она не уезжает во Владивосток) обусловлен именно тем, что в Казани решает остаться Ален, уже не мыслящий своего будущего без Алии. Однако в спектакле камаловцев акцент сделан на патриотических чувствах.

 

Ален убеждает родственников никуда не уезжать, аргументируя это внезапно осознанной им истиной, что татарам следует жить в родном Татарстане. Это особенно радует героя Равиля Шарафеева, который больше других в спектакле и крайне темпераментно рассуждает о важности сохранения татарского языка и культуры. На мой взгляд, создателям спектакля хватило такта не переборщить с "пропагандой" патриотизма. У героев "Запоздалого лета" любовь к родному краю не зашкаливает: они зачарованно слушают арии из итальянских опер, с удовольствием распевают неаполитанские песенки...

 

Необычной мне показалась последняя картина "Запоздалого лета". Из-под колосников сцены выплыл экран, по которому под легкие джазовые мелодии началось слайд-шоу: зрителям показали, что фотографировал у них на глазах на протяжении всего спектакля Ален. Удачные стоп-кадры стали своеобразным дайджестом только что увиденной постановки, а потом их дополнили фотографии с репетиций "Запоздалого лета"...

 

Фото Шамиля АБДЮШЕВА