Пять казанских школ попались на завышении оценок

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Пять казанских школ попались на завышении оценок

Черный список школ, в которых ученикам завышают оценки, обнародовал Рособрнадзор по итогам всероссийских проверочных работ (контрольных) в 4 - 6-х и 11-х классах. В него попали 49 учебных заведений Татарстана, в том числе пять казанских школ. Что заставляет учителей ставить детям незаслуженные оценки, поинтересовалась у экспертов «Вечерняя Казань».
 
Вчера Рособрнадзор опубликовал список почти 3 тысяч российских школ, где, как показал анализ результатов ВПР, которые в прошлом учебном году написали около 5 миллионов школьников по русскому языку, математике, истории, биологии, химии, физике, иностранному языку и другим предметам, необъективно оценивались знания детей. В перечне есть и татарстанские школы, большинство из которых расположены в райцентрах и селах. В Набережных Челнах признаки необъективности в оценке знаний эксперты обнаружили лишь в одном учебном заведении - школе №60, в Казани - в школах №119, 67, 20, 181 и полилингвальной гимназии №180. Последние две были открыты в прошлом году на улицах Тулпар и 2-й Азинской - проспекте Победы. Напомним, гимназия №180, еще не успев открыться, оказалась в центре скандала: родителей возмутило, что при наборе классов детей с татарскими фамилиями сразу записывали в татарские классы. 

В черный список Рособрнадзора также включены Казанское хореографическое училище, Казанское суворовское военное училище Минобороны РФ и частный образовательный центр «Лобачевский» на ул. Шаляпина, который представляет собой начальную школу и детсад.

Как отмечается в комментарии Рособрнадзора, в списке оказались школы, где результаты выполнения ВПР выше средних по региону и при этом не подтверждаются баллами по результатам ЕГЭ у выпускников (объективность этих баллов у чиновников, видимо, не вызывает сомнений. - «ВК»).

«Если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что школьникам помогали справиться с более сложными заданиями», - поясняют в ведомстве.
 
Корреспондент «Вечерней Казани» хотела уточнить в департаменте надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ, на проверочных по каким предметам татарстанским школьникам ставили незаслуженные оценки и последуют ли за этим какие-то оргвыводы, однако дозвониться в приемную руководителя департамента и в пресс-службу сегодня не удалось. Поэтому мы отправили в ведомство официальный запрос.

Отметим, что объективность проведения ВПР в регионах анализируется второй год, хотя сами проверочные пишутся с 2015-го. В прошлом году в черный список попали 66 татарстанских школ. Эта цифра была озвучена на прошедшем в марте в Казани закрытом совещании с участием начальника Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгения Семченко. Московского ревизора особенно удивили блестящие результаты проверочных работ по русскому языку в пятых классах. «В этой лжи кроется проблема педагогической запущенности, когда все уверены в своей успешности», - заявил Семченко после совещания представителям СМИ.

Позже первый замминистра образования РТ Ильсур Хадиуллин предположил, что учителя могли завышать результаты проверочных работ «для получения более высокой квалификационной категории».

- Что заставляет учителей ставить детям незаслуженные оценки?  - поинтересовалась «Вечерняя Казань» у экспертов.

- Трудно объяснить, ведь везде и всюду говорилось, что результаты ВПР не будут отражаться ни на итоговых оценках учеников, ни на зарплате учителей. Видимо, педагоги это делают по инерции, - выдвинул версию председатель рескома профсоюза работников народного образования и науки Юрий Прохоров. - Я удивляюсь, зачем Рособрнадзору вообще понадобилось обнародовать этот список школ. На мой взгляд, это неэтично по отношению к учителям. Целью ВПР заявлялась оценка уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. То есть проверочные работы, как когда-то директорские или роновские контрольные и диктанты, проводятся для внутреннего контроля: чтобы было видно, где учитель недоработал, какую тему ученикам нужно еще раз объяснить.
 
- Официально результаты ВПР ни на что не влияют. Но в реальности руководство школ берет учителя, чей класс плохо написал проверочные, на заметку. И при необходимости припоминает ему это, например, когда надо взвалить на кого-то неоплачиваемую административную работу, - объяснила «ВК» на условиях анонимности учитель казанской гимназии. - Поэтому для учителей лучше перебдеть, чем…
 
По мнению педагога, некоторые директора школ испытывают аналогичные опасения - впасть в немилость к роо, поэтому не возражают, когда двоечнику на контрольной «помогает» учитель.