Пять раз отмерь, прежде чем отказать покупателю

Инна СЕРОВА
Пять раз отмерь, прежде чем отказать покупателю

Через суд вернула в магазин дырявые колготки жительница Арска Виктория Коняткина. На тяжбу с продавцом у девушки ушло почти три месяца. Скажете, жалко время тратить? А это как сказать: в итоге покупательница получила сумму, которой хватит, чтобы купить не одну, а пять пар таких колготок.

Фразу "Вскрывать упаковку строго запрещается" покупатели в чулочных отделах магазинов слышат часто. И чаще всего приобретают деликатный товар не глядя, хотя законом вовсе не возбраняется в момент расчета на кассе вскрыть пакет и посмотреть, не имеет ли красиво упакованный товар дефектов. Но когда 1 февраля Виктория Коняткина расплачивалась на кассе магазина "Centro" ЗАО "Торговый дом "Центр обуви" в одном из крупных торговых центров Казани за колготки, продавец отказалась вскрыть упаковку. Нечего, мол, проверять, колготки у нас качественные. Точно такие же колготки и тоже без проверки купила сестра Виктории. Но дома девушки обнаружили в двух одинаковых упаковках совершенно разный по качеству товар. Колготки Вики оказались вытянутыми, со следами носки и с дыркой на видном месте, а у ее сестры были новенькими и целыми.

Коняткина тут же вернулась в магазин и попросила обменять товар. Ей отказали. Она написала заявление на имя директора с просьбой принять дырявые колготки назад и вернуть деньги. Через десять дней пришел письменный отказ со ссылкой на утвержденный постановлением правительства РФ перечень товаров, не подлежащих возврату. То, что в этом перечне речь идет исключительно о товарах надлежащего качества, продавцов не смутило.

По закону чулочно-носочные изделия возврату в магазин и обмену действительно не подлежат. Закон защищает интересы добросовестных покупателей, отсекая для недобросовестных возможность вернуть в магазин ношеные носки и колготки, которые продавцы могут вновь выложить на прилавок. Но выяснилось, что Виктории как раз и достались такие, уже побывавшие в носке. Девушка обратилась в испытательную лабораторию КазХимНии, и там обнаружили признаки того, что колготки уже были в употреблении: один чулок у них оказался длиннее другого. Именно на этой части колготок девушка обнаружила дырку.

Но даже вооружившись заключением экспертов, Коняткина не смогла вернуть колготки в магазин. И, получив очередной отказ, пожаловалась в Роспотребнадзор, после чего в магазине "Centro" прошла внеплановая проверка. Выяснилось, что в нарушение инструкций колготки перед поступлением в торговый зал магазина никто не распаковывал и не проверял. По результатам проверки в отношении директора магазина было возбуждено дело об административном правонарушении...

Только это никак не помогло покупательнице: колготки-то магазин у нее назад так и не принял. И девушка пошла в отдел защиты прав потребителей при Госалкогольинспекции. Там помогли составить исковое заявление к ЗАО "Торговый дом "Центр обуви". Коняткина попросила суд обязать продавца вернуть деньги за некачественный товар, выплатить неустойку за просрочку - из расчета 1 процент стоимости товара за каждый день просрочки (а с момента, когда Виктория попыталась вернуть колготки в магазин до ее обращения в суд прошло 64 дня) и денежную компенсацию морального вреда - 3000 рублей. Интересы Коняткиной в суде представлял сотрудник Госалкогольинспекции.

Мировой судья Арского района вынес решение: обязать магазин колготки принять, деньги за них вернуть, неустойку выплатить, а моральный вред возместить в несколько меньшем объеме - исходя из принципов разумности и справедливости. В итоге на руки девушка получила тысячу рублей, а магазину пришлось оплатить ее судебные расходы и еще выплатить 500 рублей штрафа в доход государства.